БА-64 был создан на Горьковском автомобильном заводе на базе легкового армейского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64 (конструктор В.А.Грачев).
17 июля 1941 г . были начаты конструкторские работы по инициативе Грачева. Ведущий конструктор – Г.М. Вассерман, компоновка машины – Ф.А. Лапендин. Задача проекта – создание легкого бронеавтомибиля с повышенной проходимостью для выполнения разведки, конвоирования, патруля, противовоздушной обороны маршевых колонн. При проектировании был принят в расчёт опыт эксплуатации предыдущих моделей советских бронеатомобилей, а также изучены аналогичные немецкие машины ( Sd . Kfz .221);
17 февраля 1942 г . – утверждено название БА-64;
3 марта 1942 г . – показ в Кремле;
14 марта 1942 г . – принят на вооружение РККА.
Лето 1942 г. – поступили в войска Брянского и Воронежского фронтов.
Участвовали в Сталинградской битве.
Конструкция:
Корпус БА-64 выполнен цельносварным из катанной 6- 10 мм брони. Все бронелисты расположены под рациональными углами наклона, что обеспечивало повышенную стойкость брони к пробиванию. В сечении корпус представлял собой две сложенные основаниями трапеции. Посадка и высадка производились через 2 бронедвери, которые находились справа и слева от водителя в нижнем поясе бронелистов. Доступ к двигателю осуществлялся через верхнюю, открываемую назад бронекрышку моторного отделения. Все люки, двери и крышки запирались снаружи и изнутри. Высокая компактность боевого отделения обеспечивала низкую боевую массу при максимальном для своего класса бронировании.
Ходовая часть:
БА-64 был первым советским полноприводным бронеавтомобилем. Преодолеваемые препятствия: подъем – до 30o , брод – до 0,9 м , скользкий косогор – уклон до 18o. Скошенные передняя и задняя стенки позволяли без проблем преодолевать канавы, окопы и воронки. Высокий клиренс позволял уверенно двигаться по пескам, пашне и грязи. Колеса снабжались пулестойкими шинами типа ГК (губчатая камера) размером 7,00х16”, в небоевой обстановке использовались пневматические шины размером 6.50х16” с развитыми грунтозацепами.
Связь и приборы наблюдения:
Водитель и стрелок вели наблюдение через сменные пуленепробиваемые стеклоблоки «Триплекс» (от танка Т-60). Часть машин снабжалась радиостанциями РБ-64 или 12-РП (в общей сложности 40% машин).
Вооружение:
БА-64 вооружался пулемётом ДТ, установленным в универсальной башне кругового вращения, которая позволяла вести огонь как по наземным целям (до 1000 м ), так и по воздушным целям (до 500 м по высоте).
Серийные модификации:
В ходе эксплуатации был выявлена недостаточная устойчивость машины к опрокидыванию на борт. В связи этим, было принято решение расширить колею до 1446 мм , добавить в переднюю подвеску 2 амортизатора и еще целый ряд конструктивных изменений. Изменения повысили допустимый крен до 25o. Модернизированный автомобиль успешно прошёл испытания и получил название БА-64Б. В производстве переход на БА-63Б был осуществлен весной 1943 г . В таком виде он выпускался до 1946 г.
Производство:
БА-64 выпускался на мощностях Горьковского автозавода. В 1944 г . ежемесячный выпуск достиг 250 машин. Всего военной приемкой было принято 8174 шт. обеих модификаций (из них с радиостанцией 3390).
Применение:
Основным недостатком БА-64 являлась низкая огневая мощь. К примеру, «одноклассник» БА-64, немецкий Sd. Kfz . 222 был вооружен, кроме пулемёта, 20-мм автоматической пушкой. Попытки усилить вооружение БА-64 за счёт установки пулемётов ДШК и СГ-43 не увенчались успехом. С другой стороны, бронеавтомобиль хорошо зарекомендовал себя в десантных и разведывательных операциях, в задачах по сопровождению и боевому охранению пехотных подразделений. Особенно удачным было их пременение в городских боях, где универсальная башня позволяла вести огонь по верхним этажам зданий. БА-64 принимали участие практически во всех крупных войсковых операциях, включая штурм Берлина.
В Советской армии БА-64 состояли на вооружении до 1953 г . Также значительное количество этих машин получили Чехословакия, Польша, ГДР, Югославия, КНДР и КНР, где они использовались еще дольше, особенно хорошо зарекомендовав себя в полицейских операциях.
В войсках машины часто в ходе ремонта или по инициативе военнослужащих подвергались модификации в варианты штабных машин (срезалась верхняя часть корпуса), санитарный вариант, БТР и т.п. Иногда башню снимали, а на ее место устанавливали противотанковое ружье или станковый пулемёт.
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля БА-64:
Параметр |
БА-64 |
БА-64Б |
Экипаж |
2 |
2 |
Масса |
2360 |
2425 |
Длина, м |
3,66 |
3,66 |
Ширина, м |
1,53 |
1,69 |
Высота, м |
1,9 |
1,85 |
Бронирование, мм |
4-15 |
6-15 |
Вооружение |
1 x 7,62-мм ДТ |
1 x 7,62-мм ДТ |
Боезапас |
1260 патронов |
1260 патронов |
Двигатель |
"ГАЗ-64" 4-цилиндровый, 50 л.с. |
"ГАЗ-64" 4-цилиндровый, 54 л.с. |
Топливо, л. |
90 |
90 |
Запас хода, км |
540 |
560 |
Макс. скорость, км/ч |
80 |
80 |