КинохроникаПесни и марши Композиторы СтатьиФотогалерея БитвыГостевая книгаE-mailСсылки Главная

Исторические разделы

История Вермахта, Waffen-SS...

Биографии лидеров Третьего Рейха, высшего командного состава

Награды,ордена,медали,медальоны Третьего Рейха

История бронетанковых войск

История Военно-Воздушных сил


Исторические разделы

История РККА, НКВД...

Биографии лидеров Советского Союза, высшего командного состава

Награды,ордена,медали,медальоны СССР

История бронетанковых войск

История Военно-Воздушных сил

Раздел: Самолёт А.И. Микояна и М.И. Гуревича МиГ-3

авиаконструктор - Микоян Артем ИвановичМикоян Артем Иванович (1905—1970) — авиаконструктор, член-корреспондент (1953), затем академик (1968) Академии наук СССР, генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1957). С 1956 г. генеральный конструктор. В 1940 г. под его руководством (совместно с М.И. Гуревичем) были созданы истребитель МиГ-1 и его модификация МиГ-3, который строился большой серией и участвовал в боевых действиях в начальный период Великой Отечественной войны.

 

авиаконструктор - Гуревич Михаил ИосифовичГуревич Михаил Иосифович (1892/93—1976) — авиаконструктор, доктор технических наук (1964), Герой Социалистического Труда (1957). В 1940г. А.И. Микоян и М.И. Гуревич создали истребитель МиГ-1, а затем его модификацию МиГ-3. В 1940—1957 гг. М.И. Гуревич — заместитель главного конструктора, в 1957—1964 гг. главный конструктор ОКБ А.И. Микояна.

 

Переход: предыдущая статья следующая статья вернуться к оглавлению раздела
Истребитель МиГ-3 Архивные фотографии

Истребитель Миг-3Проектирование истребителя И-200 началось в 1939 г. под руководством Н.Н. Поликарпова. В то время считалось вероятным, что воздушные бои грядущей войны будут проходить на средних и больших высотах. Кроме того, если еще несколько лет назад военные требовали от истребителя превосходства в маневренности, то теперь считалось, что он должен вести активный воздушный бой, используя преимущество в скорости. Таким образом И-200 должен был стать и высотным, и скоростным истребителем.

После выделения из КБ Н.Н. Поликарпова большой конструкторской группы и организации на её основе нового конструкторского бюро во главе с А.И. Микояном и М.И. Гуревичем туда был передан проект истребителя И-200.

А.И. Микоян и М.И. Гуревич в своём конструкторском бюроВсе дальнейшие работы над машиной велись в этом КБ. И-200 представлял собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции. Вооружение состояло из трех синхронных пулеметов: двух скорострельных ШКАС и одного крупнокалиберного БС. Разместить пушку в развале блока цилиндров мотора, как на ряде других истребителей с двигателями водяного охлаждения, не позволяла конструкция высотного мотора АМ-35А.

Истребитель МиГ-3 на испытаниях в натурной аэродинамической трубе ЦАГИ Т-101Испытания первого опытного И-200 начались в апреле 1940 г. Самолет удовлетворял основным требованиям военных, и вскоре было принято решение о его запуске в серию на московском заводе № 1. Во время организации серийного производства и в его начале самолет доводили и усовершенствовали. В начале 1941 г. первым ста истребителям И-200 присвоили марку МиГ-1, а последующие машины стали называться МиГ-3. К началу Великой Отечественной войны МиГ-3 был самым многочисленным истребителем нового поколения в советских ВВС. Во фронтовой истребительной авиации было 27 % "мигов". МиГ-3 являлся и самым скоростным серийным советским самолетом.

Это был великолепный высотный скоростной истребитель. Потолок его подъема доходил до 12 000 м. Двигатель "мига" развивал максимальную мощность на высоте 7000-10 000 м, где самолет разгонялся до 640 км/ч. По этому показателю он опережал большинство истребителей мира, включая все поршневые модели немецких истребителей.

Характер боевых действий в воздухе во время Великой Отечественной войны не вполне соответствовал концепции истребителя МиГ-3. На советско-германском фронте на протяжении всей войны воздушные бои велись в основном на высотах до 4 км. Вследствии этого, МиГ-3 терял все свои преимущества и уступал машинам других конструкций как в скорости, так и в маневренности. Большая высотность МиГ-3, которая вначале считалась несомненным его достоинством, стала недостатком, поскольку достигалась за счет ухудшения летных качеств самолета на небольшой высоте. В 1940 г. это посчитали несущественным недостатком. В то время полагали, что воздушная война будет вестись на "потолке" боевых машин, где предстояло перехватывать армады бомбардировщиков. Кроме того, качество серийного изготовления "мигов" в начале войны было не на должном уровне, что дополнительно снижало их характеристики. МиГ-3 обладал неважными пилотажными качествами и требовал высокой (по меркам военного времени) квалификации летчиков. Слабым оказалось и вооружение истребителя. Правда, несмотря на свои недостатки, в руках инициативных и тактически грамотных летчиков МиГ-3 показал себя весьма грозной боевой машиной. Примеров тому немало. Так, известный советский ас А.И. Покрышкин сбил на МиГ-3 десять вражеских самолетов, в том числе пять истребителей "Мессершмитт 109". Из этих самолетов был сформирован знаменитый 401-й истребительный авиаполк под командованием Героя Советского Союза, летчика-испытателя С.П. Сапруна. На "миге" летчик Николай Лисконоженко в одном бою дважды применил таран, а Иван Голубин дрался с тринадцатью "мессерами" и сумел двоих сбить. Но все же в условиях массовой эксплуатации и небольших высот применения МиГ-3 не обладал достаточной боеспособностью и по ряду показателей уступал новым немецким истребителям.

Попытка советских конструкторов модернизировать МиГ-3, оснастить его другим двигателем оказалась запоздалой. Трудности военного времени в обеспечении моторами АМ-38 бронированных штурмовиков Ил-2 заставили отказаться от выпуска мотора АМ-35А. Это окончательно решило судьбу МиГ-3. К тому времени были готовы истребители новых конструкций, более легкие и маневренные, - Як-9 и Ла-5. Поэтому в 1942 г. машину, несколько опередившую свое время, сняли с производства. После Великой Отечественной войны наступила эпоха реактивной авиации, и опыт, накопленный при разработке МиГ-3, позволил превратить самолеты этой серии в основной истребитель советских Военно-Воздушных Сил.

Его выпуск прекратили в начале 1942 г., а всего с 1940 г. было изготовлено 3272 истребите МиГ-1 и МиГ-3.

Хотя МиГ-3 выпускался сравнительно недолго, он оставил яркий след в истории Великой Отечественной войны. На нем советские летчики сражались с врагом на всех фронтах. Особенно велика роль этого истребителя в битве под Москвой и в отражении налётов немецкой авиации на нашу столицу в 1941 г. После прекращения производства МиГ-3 этот истребитель ещё долго использовался в советских ВВС.

Тактико-технические характеристики истребителя МиГ-3:

Самолёт
МиГ-3
Год выпуска
1940
Мотор
АМ-35А
Мощность мотора, л.с.
1350
Взлётная масса, кг
3300
Площадь крыла, м^2
17,44
Максимальная скорость у земли, км/ч
472
Максимальная скорость на высоте, км/ч
622 (7800 м)
Время набора высоты 5000м, мин.
7,1
Время виража на высоте 1000м, с.
23
Практический потолок, м
3820
Дальность полёта, км
400
Вооужение:
пулемёты
2х7,62 мм
пулемёты
2х12,7 мм

статью подготовил: Колосов Дмитрий