КинохроникаПесни и марши Композиторы СтатьиФотогалерея БитвыГостевая книгаE-mailСсылки Главная

Исторические разделы

История Вермахта, Waffen-SS...

Биографии лидеров Третьего Рейха, высшего командного состава

Награды,ордена,медали,медальоны Третьего Рейха

История бронетанковых войск

История Военно-Воздушных сил


Исторические разделы

История РККА, НКВД...

Биографии лидеров Советского Союза, высшего командного состава

Награды,ордена,медали,медальоны СССР

История бронетанковых войск

История Военно-Воздушных сил

Раздел: Самолеты Н.Н. Поликарпова

авиаконструктор - Поликарпов Николай НиколаевичПоликарпов Николай Николаевич (1892-1944) - авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). С 1940 г. - главный конструктор. Под руководством Н.Н. Поликарпова созданы один из самых известных самолетов — учебный У-2 (По-2), самолеты-разведчики Р-5, P-Z, истребители И-15, И-16, И-153 "Чайка", составлявшие основу советской истребительной авиации в предвоенные годы и использовавшиеся во время Великой Отечественной войны.
Н.Н. Поликарпов удостоен Государственных премий СССР (1941, 1943). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды. 

Переход: предыдущая статья следующая статья вернуться к оглавлению раздела
Истребитель И-16 Архивные фотографии

Истребитель И-16И-16, сконструированный под руководством и по инициативе Н.Н. Поликарпова в 1933 г., стал родоначальником нового вида боевых самолетов — скоростных истребителей. Его появление привело к пересмотру основных представлений о характере действий истребителей, тактике их применения и главных технических требованиях к самолетам этого класса. Словом, И-16 открыл новый этап развития истребительной авиации. Правда, все достоинства скоростных истребителей стали очевидны не сразу, поскольку для их эффективного применения требовались существенные изменения в тактике и организации воздушного боя, да и в психологии летчика. Поэтому некоторое время скоростные истребители-монопланы и маневренные бипланы строились параллельно, но уже к концу 1930-х гг. монопланы заняли господствующее положение в авиации.

Создание скоростных машин как особого в то время класса боевых самолетов было связано с применением монопланной схемы, которая, собственно, только и могла обеспечить существенное увеличение скорости самолетов. Переход к схеме скоростного моноплана потребовал решения целого комплекса научно-технических проблем и стал крупнейшим достижением советского самолетостроения первой половины 1930-х гг.

За 1933-1934 гг. в СССР было создано три типа скоростных истребителей: И-14 (А.Н. Туполев), И-16 (Н.Н. Поликарпов) и ИП-1 (Д.П. Григорович). Наиболее удачным среди них оказался И-16. В этом самолете нашли свое воплощение лучшие качества скоростного боевого самолета: высокие летные характеристики, и в первую очередь скорость, сравнительно хорошая для такого самолета маневренность, неприхотливость в наземной эксплуатации, высокая живучесть в бою.

И-16 представлял собой свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси. На нем был установлен мотор воздушного охлаждения М-25, Истребитель отличался необычайно малыми размерами, что обеспечивало минимальное аэродинамическое сопротивление. Одной из особенностей И-16 была очень задняя центровка. Это сделали с целью улучшения маневренности. В ре зультате самолет И-16 оказался очень строгим в пилотировании и не прощал летчику ошибок.

Серийное производство И-16 началось в 1934 г., и до 1937 г. СССР оставался единственной страной, имевшей на вооружении скоростные истребители.

С 1936 г. И-16 стали выпускать с более мощным мотором М-25А. Примерно с этого времени различные модификации И-16 стали обозначать как тип самолета. Так, вариант истребителя с мотором М-25А назывался И-16 тип 5.

Это была одна из самых массовых модификаций самолета.Боевое крещение И-16 получил в Испании, где на нем сражались советские летчики-добровольцы, а также испанские летчики, прошедшие соответствующее обучение. Затем была воздушная война в Китае и Монголии. И везде скоростной И-16 имел превосходство над самолетами противника. Только к концу 1930-х гг. появились более скоростные самолеты, такие как "Мессершмитт" Bf-109E.

В процессе серийного выпуска И-16 постоянно улучшался. Появлялись все новые его модификации, отличавшиеся более мощными и высотными моторами (М-25В, М-62, М-63) и усиленным вооружением (в том числе скорострельными авиационными пушками и реактивными снарядами, что было впервые применено на истребителях). Выпускались и двухместные учебно-тренировочные варианты этого самолета.

Подобно И-15бис и И-153 истребитель И-16 принял на себя основную тяжесть борьбы в воздухе на первом этапе Великой Отечественной войны. Несмотря на отставание в летных характеристиках от новых истребителей врага, советские летчики одержали на И-16 немало побед в воздухе. С немецкими бомбардировщиками "юнкерсами" (Ju-87 и Ju-88) и "хейнкелями" (He-111) наши истребители по-прежнему справлялись без особых хлопот. А вот новейшей модификации "мессершмитта" (Me-109E) они уступали уже практически по всем тактико-техническим характеристикам. Лишь на глубоких виражах советским летчикам удавалось оторваться от преследования, чтобы выиграть 2-3 секунды, зайти "в хвост" противнику и поразить его. Несмотря на "устарелость" И-16, нашим летчикам удавалось проводить на них успешные бои и одерживать победы. Так, в ночь на 7 августа 1941 г. Виктор Талалихин, защищая небо Москвы, таранным ударом сбил немецкий бомбардировщик "Хейнкель-111", обломки которого экспонируются в Центральном музее Вооруженных Сил.

Первые месяцы войны советские истребительные полки, оснащенные устаревшими самолетами, несли большие потери. Первый истребительный авиационный полк, получивший звание "гвардейский", воевал на истребителях И-16. По мере восстановления авиационной промышленности они стали пополняться истребителями новых конструкций - Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, Ла-5, Як-9, которые ни в чем не уступали и даже превосходили немецкие. И-16 все больше привлекался для выполнения задач по штурмовке наземных объектов противника. В этом качестве он воевал с врагом даже в 1943 г.

Всего в 1934—1941 гг. на авиазаводах № 39 (Москва), № 2 (Горький, ныне Нижний Новгород) и № 153 (Новосибирск), а также № 600 (советский завод в Китае) было построено 9450 самолетов И-16.

Тактико-технические характеристики И-16:

Самолёт
И-16 тип 5
И-16 тип 10
И-16П тип 17
И-16 тип 24
Год выпуска
1936
1938
1938
1940
Мотор
М-25А
М-25В
М-25В
М-62
Мощность мотора, л.с.
715
775
775
1100
Взлётная масса, кг
1590
1726
1810
1882
Площадь крыла, м^2
14,54
14,54
14,54
14,54
Максимальная скорость у земли, км/ч
390
398
385
415
Максимальная скорость на высоте, км/ч
445(2700м)
448(3160м)
425(2700м)
470(4800м)
Время набора высоты 5000м, мин
7,4
6,75
8,9
5,8
Время виража на высоте 1000м, с
14...15
16...18
17...18
17...18
Дальность полёта, км
540
525
-
440
Практический потолок, м
9100
8260
8240
9900
Вооужение: пулемёты
2Х7,62 мм
4х7,62 мм
2х7,62мм
4х7,62 мм
Вооужение: пушки, кг
-
-
2х20 мм
-
статью подготовил: Колосов Дмитрий