КинохроникаПесни и марши Композиторы СтатьиФотогалерея БитвыГостевая книгаE-mailСсылки Главная

Исторические разделы

История Вермахта, Waffen-SS...

Биографии лидеров Третьего Рейха, высшего командного состава

Награды,ордена,медали,медальоны Третьего Рейха

История бронетанковых войск

История Военно-Воздушных сил


Исторические разделы

История РККА, НКВД...

Биографии лидеров Советского Союза, высшего командного состава

Награды,ордена,медали,медальоны СССР

История бронетанковых войск

История Военно-Воздушных сил

Раздел: Самолеты Н.Н. Поликарпова

авиаконструктор - Поликарпов Николай НиколаевичПоликарпов Николай Николаевич (1892-1944) - авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). С 1940 г. - главный конструктор. Под руководством Н.Н. Поликарпова созданы один из самых известных самолетов — учебный У-2 (По-2), самолеты-разведчики Р-5, P-Z, истребители И-15, И-16, И-153 "Чайка", составлявшие основу советской истребительной авиации в предвоенные годы и использовавшиеся во время Великой Отечественной войны.
Н.Н. Поликарпов удостоен Государственных премий СССР (1941, 1943). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды. 

Переход: предыдущая статья следующая статья вернуться к оглавлению раздела
Учебно-тренировочный и легкий боевой самолеты У-2 (По-2) Архивные фотографии

У-2 (По-2) Самолет У-2, созданный под руководством Н.Н. Поликарпова в 1928 г., стал одним из самых известных советских самолетов. Он применялся более 35 лет. После смерти Н.Н. Поликарпова в 1944 г. самолет в честь его создателя переименовали в По-2.

У-2 разрабатывался как самолет для первоначального обучения и как нельзя лучше соответствовал своему назначению. Тысячи юношей и девушек получили на нем "путевку в небо". Он обладал прекрасными пилотажными качествами. В штопор самолет можно было ввести только преднамеренно, и он легко выходил из штопора. У-2 прощал даже очень грубые ошибки летчика. Благодаря отличным взлетно-посадочным характеристикам он мог взлетать и садиться на площадки очень малого размера, зачастую совершенно не подготовленные.

По своей схеме У-2 — биплан. Конструкция деревянная с полотняной обшивкой. Мотор воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л.с. — первый полностью отечественной конструкции. Как и самолет, мотор М -11 оказался на редкость удачным: более двух десятилетий он оставался основным и практически единственным советским серийным двигателем для легкомоторной авиации.

У-2 строился не только как учебный самолет. Он имел множество вариантов самого разнообразного назначения. Среди них сельскохозяйственные (для опыления), связные, штабные, санитарные, для аэрофотосъемки, пассажирские, поплавковые и целый ряд экспериментальных. В связи с большими потерями нашей авиации По-2 стали привлекать и к боевой работе. Во время Великой Отечественной войны этот небольшой учебный самолет переделали в легкий ночной бомбардировщик, который мог брать до 350 кг бомб. В задней кабине такого самолета, названного У-2ВС (войсковая серия), располагалась стрелковая точка с пулеметом. Боевая работа У-2ВС — славная страница в летописи Великой Отечественной войны. Этот самолет был любимцем наших воинов, называвших его ласково кукурузник" (из-за бреющего полета), а немцы проклинали назойливый "рус-картон", или "русфанер", причинявший им много беспокойства. На фронтах действовало несколько авиационных полков, вооруженных У-2ВС. Применялись они, как правило, в ночное время суток. У-2ВС наносили внезапные точечные удары по переднему краю и ближним тылам противника. На этом самолете велась разведка, осуществлялась связь между войсковыми частями, с партизанами. При выполнении таких задач самолет показал очень высокую эффективность и применялся до конца войны.

Перед бомбометанием мотор приглушали, и самолет оставался не только почти не различимым в ночном небе, но и практически не слышимым для противника. Противодействовать такой тактике советских летчиков и летчиц (на У-2ВС воевали несколько женских авиаполков) врагу было очень сложно.

Командование "Люфтваффе" знало об особых "способностях" наших легких бомбардировщиков и ставило своим истребителям задачу по их уничтожению. За каждый сбитый По-2 немецким асам был обещан Железный крест. Так что фронтовик-работяга По-2 нередко оказывался "между Сциллой и Харибдой". Сверху на него коршунами кидались "мессершмитты", снизу - противник вел огонь из всех видов оружия. Наши летчики это хорошо понимали и часто использовали бреющий полет. Так удобнее было подкрадываться к вражеским позициям и уходить. Но после нанесения удара малая скорость чаще всего оборачивалась против летчиков - По-2 горели как порох, наиболее частая причина смерти у летчиков была - "сгорел над целью". Чтобы взять в полет больший бомбовый запас, летчики брали минимальный запас горючего, а сами пилоты следили за своим весом.

У-2 строился серийно на многих заводах до 1953 г., а эксплуатировался еще дольше. Всего было выпущено примерно 33 000 самолетов этого типа, из них в период 1941—1945 гг. на четырех авиазаводах: № 387 (Ленинград, в 1941 г. эвакуирован в Казань), № 464 (ст. Долгопрудная), № 471 (Шумерля), № 494 (Козловка-на-Волге) построили 15 319 машин в различных вариантах, в том числе 11 418 на заводе № 387.

Тактико-технические характеристики У-2 (По-2):

Самолёт
У-2
У-2ВС
Год выпуска
1928
1941
Мотор
М-11
М-11Д
Мощность мотора, л.с.
100
115
Взлётная масса, кг
890
1400
Площадь крыла, м^2
33,15
33,15
Максимальная скорость у земли, км/ч
150
155
Практический потолок, м
3820
3000
Дальность полёта, км
400
450
Вооужение: бомбы, кг
-
350
Вооужение: пулемёты
-
1х7,62 мм

статью подготовил: Колосов Дмитрий