Поликарпов Николай Николаевич (1892-1944) - авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). С 1940 г. - главный конструктор. Под руководством Н.Н. Поликарпова созданы один из самых известных самолетов — учебный У-2 (По-2), самолеты-разведчики Р-5, P-Z, истребители И-15, И-16, И-153 "Чайка", составлявшие основу советской истребительной авиации в предвоенные годы и использовавшиеся во время Великой Отечественной войны. Н.Н. Поликарпов удостоен Государственных премий СССР (1941, 1943). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды.
|
Многоцелевой самолет Р-5, созданный под руководством Н.Н. Поликарпова в конце 1928 г., стал в Советском Союзе в 1930-х гг. наиболее массовым самолетом своего класса. Машина применялась ВВС в качестве разведчика и легкого бомбардировщика, способного выполнять боевые задачи в любое время суток. Устойчивый, хорошо управляемый, простой в пилотировании на всех режимах полета, несложный в эксплуатации и ремонте Р-5 пользовался большой популярностью.
Р-5 представлял собой двухместный полутораплан с мотором жидкостного охлаждения М-176. С 1930 г. самолет Р-5 выпускался серийно. Со снятым вооружением и бомбовым оборудованием этот самолет широко применялся и в Гражданском воздушном флоте в качестве почтово-пассажирского и транспортного, а также в летных школах и аэроклубах как учебный и буксировщик планеров.
Р-5 входил в число лучших самолетов своего времени. Он стал победителем конкурса самолетов-разведчиков, проводившегося в Тегеране, в котором также участвовали английские, голландские и французские машины.
Самолет Р-5 отлично показал себя в экстремальных условиях Крайнего Севера. Три машины этого типа обеспечили эвакуацию 83 из 104 человек, дрейфовавших на льдине после гибели парохода "Челюскин".
Однако как ни хорош был Р-5, но в середине 1930-х гг. его боевые возможности были уже недостаточными. Требовалась модификация машины. Такую модификацию провели в 1934 г. На самолет поставили более мощный мотор М-17ф, немного улучшили аэродинамику и усилили вооружение, заменив устаревшие пулеметы ДА и ПВ-1 новыми скорострельными ШКАС того же калибра. Так появился самолет Р-5ССС — скоростной, скороподъемный, скорострельный. По сравнению с Р-5 этот самолет имел несколько лучшие летные данные.
В 1935 г. разведчик Р-5 еще раз был модернизирован, причем существенно. На новой машине, получившей название P-Z (Р-Зет), уменьшили площадь крыльев, установили более мощный и более высотный мотор М-34РН, уменьшили размеры фюзеляжа, а кабину экипажа частично закрыли прозрачным фонарем. Самолет P-Z имел гораздо лучшие летные характеристики, чем Р-5ССС. Он строился серийно в течение трех лет (с 1935 по 1937 г.).
Самолеты Р-5 и P-Z оставили заметный след в истории советского самолетостроения. Они находились на вооружении ВВС с 1930 по 1945 г.
Эти самолеты как боевые машины использовались только в начальный период Великой Отечественной войны, поскольку к тому времени уже устарели. Однако они нашли широкое применение в качестве транспортных самолетов и прослужили до конца войны.
Самолеты семейства Р-5 строились на московском авиазаводе № 1. Всего за 1930—1937 гг. изготовили 4914 самолетов Р-5, 111 MP-5 (морской вариант на поплавках), 620 Р-5ССС и 1031 Р-Z.
Тактико-технические характеристики P-5, P-5CCC, P-Z :
Самолёт |
P-5 |
P-5CCC |
P-Z |
Год выпуска |
1928 |
1934 |
1935 |
Мотор |
М-17б |
М-17Ф |
М-34РН |
Мощность мотора, л.с. |
680 |
715 |
820 |
Взлётная масса (нормальная), кг |
2730 |
2722 |
3150 |
Взлётная масса (максимальная, кг |
3350 |
3289 |
- |
Площадь крыла, м^2 |
50,2 |
50,2 |
45,52 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
210 |
213 |
276 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч |
229(3000м) |
235(3000м) |
316(3400м) |
Практический потолок, м |
6400 |
6640 |
8700 |
Дальность полёта, км |
1000 |
1000 |
1000 |
Вооужение: пулемёты, кг |
3х7,62 мм |
2х7,62 мм |
2х7,62 мм |
Бомбовая нагрузка(нормальная), кг |
300 |
300 |
300 |
Бомбовая нагрузка(максимальная), кг |
500 |
500 |
500 |
|