КинохроникаПесни и марши Композиторы СтатьиФотогалерея БитвыГостевая книгаE-mailСсылки Главная

Исторические разделы

История Вермахта, Waffen-SS...

Биографии лидеров Третьего Рейха, высшего командного состава

Награды,ордена,медали,медальоны Третьего Рейха

История бронетанковых войск

История Военно-Воздушных сил


Исторические разделы

История РККА, НКВД...

Биографии лидеров Советского Союза, высшего командного состава

Награды,ордена,медали,медальоны СССР

История бронетанковых войск

История Военно-Воздушных сил

Раздел: Самолеты Н.Н. Поликарпова

авиаконструктор - Поликарпов Николай НиколаевичПоликарпов Николай Николаевич (1892-1944) - авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). С 1940 г. - главный конструктор. Под руководством Н.Н. Поликарпова созданы один из самых известных самолетов — учебный У-2 (По-2), самолеты-разведчики Р-5, P-Z, истребители И-15, И-16, И-153 "Чайка", составлявшие основу советской истребительной авиации в предвоенные годы и использовавшиеся во время Великой Отечественной войны.
Н.Н. Поликарпов удостоен Государственных премий СССР (1941, 1943). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды. 

Переход: предыдущая статья следующая статья вернуться к оглавлению раздела
Многоцелевые самолеты Р-5, P-Z Архивные фотографии

самолет Р-5Многоцелевой самолет Р-5, созданный под руководством Н.Н. Поликарпова в конце 1928 г., стал в Советском Союзе в 1930-х гг. наиболее массовым самолетом своего класса. Машина применялась ВВС в качестве разведчика и легкого бомбардировщика, способного выполнять боевые задачи в любое время суток. Устойчивый, хорошо управляемый, простой в пилотировании на всех режимах полета, несложный в эксплуатации и ремонте Р-5 пользовался большой популярностью.

Р-5 представлял собой двухместный полутораплан с мотором жидкостного охлаждения М-176. С 1930 г. самолет Р-5 выпускался серийно. Со снятым вооружением и бомбовым оборудованием этот самолет широко применялся и в Гражданском воздушном флоте в качестве почтово-пассажирского и транспортного, а также в летных школах и аэроклубах как учебный и буксировщик планеров.

Р-5 входил в число лучших самолетов своего времени. Он стал победителем конкурса самолетов-разведчиков, проводившегося в Тегеране, в котором также участвовали английские, голландские и французские машины.

Самолет Р-5 отлично показал себя в экстремальных условиях Крайнего Севера. Три машины этого типа обеспечили эвакуацию 83 из 104 человек, дрейфовавших на льдине после гибели парохода "Челюскин".

Однако как ни хорош был Р-5, но в середине 1930-х гг. его боевые возможности были уже недостаточными. Требовалась модификация машины. Такую модификацию провели в 1934 г. На самолет поставили более мощный мотор М-17ф, немного улучшили аэродинамику и усилили вооружение, заменив устаревшие пулеметы ДА и ПВ-1 новыми скорострельными ШКАС того же калибра. Так появился самолет Р-5ССС — скоростной, скороподъемный, скорострельный. По сравнению с Р-5 этот самолет имел несколько лучшие летные данные.

В 1935 г. разведчик Р-5 еще раз был модернизирован, причем существенно. На новой машине, получившей название P-Z (Р-Зет), уменьшили площадь крыльев, установили более мощный и более высотный мотор М-34РН, уменьшили размеры фюзеляжа, а кабину экипажа частично закрыли прозрачным фонарем. Самолет P-Z имел гораздо лучшие летные характеристики, чем Р-5ССС. Он строился серийно в течение трех лет (с 1935 по 1937 г.).

Самолеты Р-5 и P-Z оставили заметный след в истории советского самолетостроения. Они находились на вооружении ВВС с 1930 по 1945 г.

Эти самолеты как боевые машины использовались только в начальный период Великой Отечественной войны, поскольку к тому времени уже устарели. Однако они нашли широкое применение в качестве транспортных самолетов и прослужили до конца войны.

Самолеты семейства Р-5 строились на московском авиазаводе № 1. Всего за 1930—1937 гг. изготовили 4914 самолетов Р-5, 111 MP-5 (морской вариант на поплавках), 620 Р-5ССС и 1031 Р-Z.

Тактико-технические характеристики P-5, P-5CCC, P-Z :

Самолёт
P-5
P-5CCC
P-Z
Год выпуска
1928
1934
1935
Мотор
М-17б
М-17Ф
М-34РН
Мощность мотора, л.с.
680
715
820
Взлётная масса (нормальная), кг
2730
2722
3150
Взлётная масса (максимальная, кг
3350
3289
-
Площадь крыла, м^2
50,2
50,2
45,52
Максимальная скорость у земли, км/ч
210
213
276
Максимальная скорость на высоте, км/ч
229(3000м)
235(3000м)
316(3400м)
Практический потолок, м
6400
6640
8700
Дальность полёта, км
1000
1000
1000
Вооужение: пулемёты, кг
3х7,62 мм
2х7,62 мм
2х7,62 мм
Бомбовая нагрузка(нормальная), кг
300
300
300
Бомбовая нагрузка(максимальная), кг
500
500
500

 

статью подготовил: Колосов Дмитрий