КинохроникаПесни и марши Композиторы СтатьиФотогалерея БитвыГостевая книгаE-mailСсылки Главная

Исторические разделы

История Вермахта, Waffen-SS...

Биографии лидеров Третьего Рейха, высшего командного состава

Награды,ордена,медали,медальоны Третьего Рейха

История бронетанковых войск

История Военно-Воздушных сил


Исторические разделы

История РККА, НКВД...

Биографии лидеров Советского Союза, высшего командного состава

Награды,ордена,медали,медальоны СССР

История бронетанковых войск

История Военно-Воздушных сил

Раздел: Самолет В.Г. Ермолаева

авиаконструктор - Ермолаев Владимир Григорьевич Ермолаев Владимир Григорьевич (1909—1944) - авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944). Работал ведущим инженером по строительству самолёта "Сталъ-7". С 1939 г. главный конструктор. На базе пассажирского самолета "Сталь-7" под его руководством создан дальний бомбардировщик Ер-2 ((обозначавшийся первоначально как ДБ-240). Награжден орденом Суворова II степени.

Переход: предыдущая статья следующая статья вернуться к оглавлению раздела
Дальний бомбардировщик Ер-2Архивные фотографии

Дальний бомбардировщик Ер-2Дальний бомбардировщик Ер-2 (обозначав-шийся ещё как ДБ-240) разрабатывался на базе 12-местного скоростного пассажирского самолета "Сталь-7", созданного под руководством Р.Л. Бартини в 1936 г . Этот самолет имел превосходные летные данные, подтвержденные в нескольких перелетах в пределах СССР.

По сочетанию своих параметров "Сталь-7" был безусловно перспективным самолетом. К сожалению, в серийное производство он так и не пошёл. В 1938 г . Р.Л. Бартини, как и многие другие работники авиапромышленности, был арестован по совершенно нелепым обвинениям. Когда же возникла идея на базе этого самолета создать дальний бомбардировщик, то все работы по переделке машины было поручено вести В.Г. Ермолаеву, одному из ведущих конструкторов в КБ Р.Л. Бартини.

ДБ-240 рассчитывали под перспективные моторы жидкостного охлаждения М-106. Но разработка М-106 затягивалась, и конструкторы вынуждены были срочно переделать проект под менее мощные и высотные, но зато уже выпускавшиеся серийно моторы М-105. Такая замена силовой установки существенно снизила боевые возможности ДБ-240, так как заметно уменьшились его скорость и высотность. Однако других серийных моторов, подходящих для этого самолета, в то время не было.

ДБ-240 представлял собой свободно несущий цельнометаллический моноплан с крылом типа "обратная чайка". Фюзеляж был треугольного сечения со скругленными углами. Для увеличения дальности полета с нормальной бомбовой нагрузкой в 1т в свободном пространстве бомбоотсека предусматривалась подвеска дополнительного бензобака. Экипаж состоял из 4 человек летчика, штурмана и двух стрелков. Кабина летчика была сдвинута влево от оси симметрии, что давало лучший обзор. Для снижения аэродинамического сопротивления в крейсерском полете верхняя турель с крупнокалиберным пулеметом БТ и нижняя люковая установка скорострельного пуле мета ШКАС убирались в фюзеляж, что давало выигрыш в скорости 15 км/ч . Конструкция бомбардировщика существенно отличалась от конструкции самолета "Сталь-7", его производство было основано на применении плазово-шаблонного метода. Испытания ДБ-240 завершились осенью 1940 г ., и на Воронежском авиационном заводе приступили к организации его серийного производства.

Несмотря на недостаточную мощность моторов, Ер-2 имел ряд преимуществ перед основным дальним бомбардировщиком советских ВВС ДБ-ЗФ. На малых и средних высотах максимальная скорость его была больше на 30—50 км/ч. С одинаковой бомбовой нагрузкой в 1т дальность полета Ер-2 почти на 20 % превышала дальность полета ДБ-ЗФ, к тому же при крейсерской скорости 395 км/ч против 340 км/ч . По сравнению с ДБ-ЗФ бомбардировщик Ер-2 был проще по технике пилотирования. Но из-за сравнительно небольшой высотности моторов выполнение боевых заданий на Ер-2 было связано с большим риском, поскольку возрастала вероятность поражения огнем зенитной артиллерии и перехвата истребителями противника, увеличивалась и зависимость от метеоусловий на маршруте.

Ер-2 с моторами М-105 выпускался на воронежском авиационном заводе № 18 сравнительно недолго. Ввиду эвакуации авиазавода его производство было прекращено осенью 1941 г . К тому времени предприятие успело выпустить 71 самолет этого типа.

Несмотря на малочисленность Ер-2 летчики дальней авиации провели на этих бомбардировщиках немало успешных боевых операций, среди которых налеты на Берлин и другие цели в глубоком тылу Германии. Из-за нехватки фронтовых бомбардировщиков Ер-2, так же как ДБ-3 и ТБ-7, часто привлекались для выполнения задач тактического характера.

В конце 1943 г . производство Ер-2 возобновилось на иркутском авиационном заводе № 39. К тому времени конструкторы существенно модифицировали самолет: вместо моторов М-105 поставили новые дизельные двигатели А.Д. Чаромского АЧ-З0Б, обладавшие существенно большей мощностью, усилили оборонительное вооружение, кабину летчика сделали двухместной, и экипаж теперь состоял из пяти человек. Увеличили объем топливных баков и площадь крыла. Последние серийные самолеты Ер-2 строились на авиазаводе в освобожденном Таганроге.

Несмотря на то что производство Ер-2 вторично развернулось сравнительно поздно, этот бомбардировщик активно участвовал в боевых действиях завершающего периода войны и внес вклад в победу над врагом. Всего с 1941 по 1945 г . было выпущено 462 Ер-2.

Тактико-технические характеристики Ер-2:

Самолёт
1941
1943
Мотор
2хМ-105
2хАЧ-30Б
Взлётная мощность мотора, л.с.
2х1100
2х1500
Мощность мотора, л.с.
100
115
Взлётная масса, кг:
нормальная
12 520
14 850
максимальная 14 150 18 580
Площадь крыла, м^2
40,5
40,5
Максимальная скорость на высоте, км/ч
437 (4000м)
420 (6000)
Практический потолок, м
7700
7200
Дальность полёта, км
4000
5000
Бомбовая нагрузка, кг :
нормальная
1000
1000
максимальная
4000
5000
Вооужение: пушки
-
1х20
Вооужение: пулемёты
2х7,62 мм
2х12,7 мм
Вооужение: пулемёты
1х12,7 мм
-

статью подготовил: Колосов Дмитрий