Вернуться к разделу
•
Мессершмитт-410 (Me 410)
Самолёт Me.410 разделил судьбу многих немецких самолётов, созданных уже в ходе войны. История его создания тесно связана с идеей поиска "тотального оружия возмездия", способность стереть в порошок всех врагов тысячелетнего рейха. Когда стало ясно, что план молниеносной войны на Востоке окончательно провалился, сопротивление на Западе, с вступлением в войну США, все более возрастало, и бомбы союзников стали падать на территорию самой Германии, верховному командованию пришлось задуматься о глубокой системе противовоздушной обороны. Стал жизненно необходим мощный самолёт-перехватчик с сильным вооружением, не боявшийся вступить в бой с любым противником.
Me.410 долгое время оставался в тени тысячных серий и боевых подвигов своих старших братьев – Me.109 и Bf.110, о которых сказано уже довольно много. Но "410-й" является не менее интересной машиной, заслуживающей внимания.
После небольшой серии самолета Me.210 - первой его значительной модификацией, которая всерьез разрабатывалась, был Me.310. Предполагалось создать универсальный истребитель-бомбардировщик с большой высотностью, герметичной кабиной и крылом большого удлинения.
Самолёт должен был иметь достаточно мощные двигатели, быстро набирать высоту и не утрачивать способности вести манёвренные воздушные бои в большом диапазоне высот. Тринадцатый экземпляр Me.210 модифицировали согласно этим требованиям. Он получил обозначение Me.310. Однако эта машина не полностью отвечала предъявленным высоким требованиям и продолжения не последовало.
Следующим предложением Вилли Мессершмитта был Me.410. За основу опять взяли Me.210, сохранивший внешние черты своего предшественника Me.410 имел более мощные двигатели DB 603А ( у Me.210 моторы DB 601), скрывающиеся под удлиненными капотами, и воплотил в себя все лучшее из Me.310. И хотя результаты оказались опять хуже ожидаемых, по лётным характеристикам Me.410 "Hornisse" (самолёт получил название "Хорнайсе", что значит "Шершень"), доказал большую состоятельность в качестве боевого самолёта, чем его предшественник.
Me.410 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с однокилевым оперением большой площади. Фюзеляж овального сечения с работающей гладкой металлической обшивкой состоял из 15 секций. Места для двух членов экипажа - пилота и стрелка-радиста - находились над бомбовым отсеком в передней части фюзеляжа. Они закрывались общим сплошным фонарём, имевшим характерные, выступающие за края кабины боковины, что вместе с плоской прозрачной панелью в носу обеспечивало очень хороший обзор из кабины экипажа. Такая компоновка придавала самолету очень необычную каплевидную форму.
Крыло двухлонжеронное с автоматическими предкрылками, которые занимали до 45% передних кромок. На задней кромке устанавливались щелевые закрылки с гидравлическим приводом и элероны с внешними весовыми балансирами.
В крыле уже устанавливались шесть протектированных топливных баков. Стойки шасси консольного типа, убирались гидравликой, поворачиваясь при этом на 90 градусов. Винты трехлопастные, изменяющегося шага.
Первый самолёт Me.410 (заводской код DI + NW) взлетел осенью 1942 года. После успешных испытаний ещё шести соответственно модифицированных Me.210 по заказу министерства авиации "Шершень" пошёл в серийное производство в конце того же года.
Первый серийный вариант, получивший обозначение A1, представлял собой лёгкий бомбардировщик с максимальной бомбовой нагрузкой до 2000 кг и стандартным вооружением, как у Me.210 - два пулемета МG 17 калибра 7,9 мм и две пушки "Маузер" МG 151 калибра 20 мм в носовой части, а также двумя пулеметами МG 131 калибра 13 мм в оборонительных турелях FLD 131, стреляющих назад и располагающихся по бортам фюзеляжа сразу за крылом. Эти турели управлялись дистанционно из кабины экипажа и обеспечивали в вертикальной плоскости угол обстрела +80° - 45°, в горизонтальной 50°. На внутренней подвеске Me.410A1 обычно нёс две бомбы SD 500 по 500 кг .
Различные варианты и комбинации вооружения Me.410 появились позже. На разведчике A1/U1 оба носовых пулемета отсутствовали, а в бомбоотсеке устанавливались фотокамеры. Тяжёлый истребитель A1/U2 нёс установленные вертикально пушки для борьбы с американскими тяжелыми бомбардировщиками две пушки в бомболюке.
На версии A1/U3 вертикальные пушки сняли. Но наиболее ужасающим оружием, которое Me.410 когда-либо использовал в бою, была 50 мм пушка ВК5, переоборудованная из орудия L/60, стоявшего на бронетранспортерах серии Sd.Kfz.234. Эта пушка стала единственным наступательным вооружением на версии A1/U4 - истинном убийце бомбардировщиков. 900-килограммовое орудие имело отдачу около 7 тонн и боезапас в 21 снаряд. Они располагались в круглом магазине и подавались с помощью сжатого воздуха.
Me.410A1/U4 оказался не на много манёвреннее своих предполагаемых жертв, а орудие, оставаясь недоведенным, часто заедало после нескольких выстрелов.
Me.410А2 - тяжелый истребитель с двумя 30-мм пушками МК 103 в бомбоотсеке. В остальном версии A1 и А2 соответствовали друг другу.
Ночной истребитель A2/UТ имел четыре пушки и два пулемёта, оснащался радарами FuG 25A, FuG 101 и FuG 216.
Специализированные фоторазведчики A3 и А6 имели по три и шесть фотокамер соответственно в более выпуклом бомбоотсеке, вооружались двумя пушками и пулемётами. С появлением в апреле 1944 года серии В на Me.410 были поставлены более мощные двигатели DB 603G. Серии B1 и В2 повторяли А1 и А2. Только на Me.410 В2/U4 вместе с пушкой ВК 5 стояли ещё две пушки МК 103.
Широкое распространение получили дополнительные комплекты вооружения Me.410 в полевых условиях. Буква "R" в обозначении самолёта и номер разработки показывал новую модификацию, тогда как буква "U" - заводскую серию - "Ум Рюицзац". Наиболее популярными были "Рюицзац":
R2 - две пушки 30-мм, R4 - две 20-мм пушки, R5 - четыре 20-мм пушки в контейнерах на внешней подвеске.
На Ме.410 применялись различные комбинации ракетных подвесок, бомб, применялись различные поисковые радары и даже торпеды. Именно способность нести такое тяжёлое и разнообразное вооружение составляло главную ценность "Шершней" на заключительном этапе войны.
Применение Me.410 в боевых частях:
В апреле и мае 1943 года Me.410 начал поступать в боевые части первой линии. Группы тяжёлых истребителей, бомбардировочные и разведывательные отряды перевооружались Me.410 почти одновременно. Первыми частями, получившими "Шершни", стали: III/ZG 1 "Веспен" (Wespen), V/КG 2 "Хорнайсе" (Hornisse) на западе и II(F)/22 на Сицилии в Трапани соответственно. Было создано специальное "антибомбардировочное" соединение - им стала "Испытательная Команда 25" гауптмана Эдуарда Тратта, которая получила Me.410 в мае.
"Испытательная Команда 25" была организована из истребительного, бомбардировочного и тяжёлого истребительного отрядов. Последний оснастили 10 Bf. l10, одним Me.210 и парой Me.410. На них проводилась боевая оценка различных наборов вооружения. С июня по декабрь 1943 года потери в группе составили 8 Вf.110 и 2 Me.410.
В течение сентября 1943-го на "Шершни" перевооружилась II/ZG 26 "Хорст Вессель" (Horst Wessel) и начала действовать в операциях по обороне Рейха. Гауптман Тратт оставил "Команду 25" и принял командование этой группой. Первоначально базировавшаяся в Оберваффенхафене II/ZG 26, в начале 1944-го перемещается в Кёнигсберг-на-Одере.
Несмотря на постоянную поддержку Вf.109 и FW.190 из JG 300 "Герман" ("Hermann"), II/ZG 26 нёс жестокие потери от союзных истребителей сопровождения. 22 февраля гауптмап Тратт предпринял отчаянную атаку в одиночку на соединение союзных бомбардировщиков около Нордхаузена и погиб с титулом наиболее удачливого тяжёлого истребителя с 38 сбитыми и несколькими наземными целями на своем счету.
Me.410 из группы II/ZG 26 имели, помимо пушек ВК 5, и другое необычное вооружение в своей роли перехватчиков. Одним из наиболее эффектных был самолёт лейтенанта Руди Дассова, модифицированный под восемь пушек 20-мм. До своей гибели 25 августа 1944 года Дассов несколько раз использовал в боях мощную батарею.
Уязвимость "Шершней" от атак одномоторных истребителей получила еще одно кровавое подтверждение 3 мая 1944 г . Группа приняла участие в перехвате соединения В-17 и В-24 из состава 8-й воздушной армии по пути на бомбежку авиазавода в Познани. В то время когда Me.410 летели на одной высоте с вражеским строем, на них внезапно набросилось около 20 Р-51. Дюжина Me.410 была сразу сбита, многие экипажи погибли, в то время как бомбардировщики ушли безнаказанно.
Среди других соединений, широко использовавших Me.410, прежде всего необходимо упомянуть V/КG 2, который был расширен до сил группы и участвовал в операциях летом 1943 года, играя довольно значительную роль в "маленьком блицкриге" на Британские острова в 1943-44 гг. Другим бомбардировочным соединением, переоснащенным в 1943, была I/KG 51 "Эдельвейс" (Edelweiss).
Перебазировавшись с советского фронта в Иллесхайм для отдыха и перевооружения в мае, к концу июля группа полностью заменила Ju 88А4 на Me.410A. Вместе с штабным отрядом I/KG 51 встала под начало командующего воздушными силами "Центр" в сентябре этого же года. Снятая и переведенная на Западный фронт оказалась окончательно готовой к боям в феврале 1944-го, базируясь в Бовэ.
С марта 1944-го и далее несколько частей в быстрой последовательности получили "Шершни". Первой I(F)/121, которая базировалась во Франции и имела смешанное вооружение – Me.410A3 и Ju.88T.1/NJGI. Дополнила свои ночные истребители Вf.110 и Не.219 несколькими Me.410 в апреле, а в мае несколько машин получила I/NJG 5. К июню ZG 26 и ZG 75 были целиком использованы для перехвата бомбардировщиков, используя свои Me.410. В одном примечательном бою над Будапештом 2 июля 1944-го, I/ZG 26 вместе с Вf.110 из I/J 61 - и Bf.109 из II/JG 27 "Африка" ("Afrika") удалось уничтожить 45 самолётов, из них 34 тяжёлых бомбардировщика, 8 из которых записали на свой счёт Me.410, не понеся потерь.
К заключительному этапу европейской кампании несколько Me.410 ещё использовали в роли разведчиков. Именно в разведывательные группы передавалось большинство машин позднего выпуска. Вероятно, что последним истребительным соединением, использовавшим "Шершни", была IV/ZG 26 (в действительности никак ни связанная со знаменитым гешвадером "Хорст Всссель", который в августе 1944-го был переименован в JG6). Вновь сформированная IV/ZG 26 использовала "Шершни" с норвежских баз на переломе 1944/45гг. и феврале 1945 г . получила новое обозначение II/JG5.
Всего с начала 1943-го по сентябрь 1944-го промышленностью было выпущено и
передано в войска 1160 Me.410.
На всех модификациях на турелях FLD 131 стояли пулемёты МН 131 калибра 13 мм .
Тактико-технические характеристики самолёта Мe 410A (Me 410B): Силовая установка состояла из двух двенадцатицилиндровых двигателей с водяным охлаждением DB 603А (DB 603G) по 1750 л .с. ( 1900 л .с.).
Самолёт |
Мессершмитт-410 |
Год выпуска |
1943 |
Мощность мотора, л.с. |
DB 603А (DB 603G) 2 x 1750 л .с. ( 1900 л .с.). |
Скорость |
на высоте 6700 м - 625 км/ч ( 630 км/ч ) |
Время подъёма |
на высоту 6700 м - 10 мин. 42 сек. |
Потолок |
10 тыс. м. |
Экипаж |
2
чел.
|
Дальность полёта |
2334 м. |
Размах крыльев |
16,35 м. |
Длина самолета |
12,48 м. |
Высота |
4,28 м. |
Площадь крыльев |
36,24 м2 |
Вес пустого самолёта |
6148 кг ( 7983 кг ) |
Максимальный полётный вес |
10,662 кг ( 11236 кг ) |
Вооружение: пушки |
MG 151 калибра 20 мм.; МК 103; ВК 5 - 50 мм ; |
Вооружение: пулемёт |
MG 17 калибра 7,9 мм. |
Всего выпущено |
1160 |
|