Уже К началу 1940-х годов накопленный опыт военных кампаний привёл ВВС Красной Армии к необходимости иметь собственную транспортную авиацию, со специальной техникой и экипажами, подготовленными для переброски войск и воздушных десантов. Однако нехватка современных самолётов позволила реализовать эту идею лишь в 1942 году.
В апреле 1942 года началось формирование транспортных полков ВВС Красной Армии. Это означало кардинальное изменение концепции военно-транспортной авиации в СССР. Раньше в мирное время её как таковой не существовало. Имелась лишь эскадрилья (затем полк) особого назначения под Москвой, частично выполнявшая транспортные функции, и малочисленные транспортные отряды в округах. При необходимости военные арендовали технику гражданской авиации. В случае войны для перевозок собирались мобилизовать все подходящие самолёты ГВФ (Гражданский Воздушный Флот), а обеспечение десантных операций возлагались на бомбардировочную авиацию.
Транспортные самолёты в годы Великой Отечественной войны, использовались Красной Армией для решения разного рода задач. Они доставляли к фронту грузы и подкрепления, вывозили раненых и эвакуированных, сбрасывали разведывательно-деверсионные группы в тылу врага, доставляли грузы для окружённых частей и соединений.
В условиях господства Люфтваффе в воздухе, безоружные самолёты несли большие потери. К потерям от непосредственных действий врага добавлялся ущерб от аварий и ошибок советских зенитчиков и истребителей.
Первоначально транспортные самолёты летали днём, даже через линию фронта. Спасение от атак истребителей экипажи искали в бреющем полёте, снижаясь до высоты 50-75 метров. Уязвимость самолётов возрастала также за счёт привычки гражданских лётчиков пользоваться в качестве ориентиров шоссейными и железными дорогами, так как передвигавшиеся по ним немецкие войска располагали значительным количеством средств ПВО.
В этом разделе подготовлены статьи, относящиеся к разделу "Транспортные самолёты Красной Армии".