Во время Великой Отечественной войны Англия и США поставили в СССР значительное число истребителей, бомбардировщиков, транспортных и учебных самолётов. Поставки иностранных самолётов в СССР начались во второй половине 1941 года и продолжались всю войну. Правда, ни по числу самолётов (примерно 14% от отечественного выпуска), ни по качественным показателям эта техника не могла оказать решающего влияния на ход борьбы в воздухе на советско-германском фронте, но определённую роль она, безусловно, сыграла, и в нашей стране с благодарностью вспоминают помощь, оказанную союзниками, как знак единения в борьбе с общим врагом.
В 1941 году пути доставки самолётов союзников в СССР были опасными и недостаточно эффективными, по причине атак с воздуха и моря неприятеля.
Было принято решение оборудовать воздушную трассу Фербенкс (США) - Красноярск, получившую название АЛСИБ (Аляска - Сибирь). Для этого к октябрю 1942 года только в Советском Союзе были построены 23 новых аэродрома и посадочные площадки. Большая часть самолётов, доставленных из США и Англии по Ленд-Лизу, прибыли к нам этим путём.
Данный раздел посвящён американским и английским боевым самолётам, поставки которых в СССР в период Великой Отечественной войы были наиболее многочисленными, о самолётах, которые в наибольшей степени использовались в авиационных частях.
Приведённые лётно-технические данные этих самолётов основаны на официальных материалах НИИ ВВС, где поставлявшиеся из-за рубежа машины проходили всесторонние испытания.