Вернуться к разделу
•
Многоцелевые самолеты Р-5, P-Z
Многоцелевой самолёт Р-5, созданный под руководством Н.Н. Поликарпова в конце 1928 г ., стал в Советском Союзе в 1930-х гг. наиболее массовым самолётом своего класса. Машина применялась ВВС в качестве разведчика и легкого бомбардировщика, способного выполнять боевые задачи в любое время суток. Устойчивый, хорошо управляемый, простой в пилотировании на всех режимах полёта, несложный в эксплуатации и ремонте Р-5 пользовался большой популярностью.
Р-5 представлял собой двухместный полутораплан с мотором жидкостного охлаждения М-176. С 1930 г . самолет Р-5 выпускался серийно. Со снятым вооружением и бомбовым оборудованием этот самолёт широко применялся и в Гражданском воздушном флоте в качестве почтово-пассажирского и транспортного, а также в лётных школах и аэроклубах как учебный и буксировщик планеров.
Р-5 входил в число лучших самолётов своего времени. Он стал победителем конкурса самолётов-разведчиков, проводившегося в Тегеране, в котором также участвовали английские, голландские и французские машины.
Самолёт Р-5 отлично показал себя в экстремальных условиях Крайнего Севера. Три машины этого типа обеспечили эвакуацию 83 из 104 человек, дрейфовавших на льдине после гибели парохода "Челюскин".
Однако как ни хорош был Р-5, но в середине 1930-х гг. его боевые возможности были уже недостаточными. Требовалась модификация машины. Такую модификацию провели в 1934 г . На самолёт поставили более мощный мотор М-17ф, немного улучшили аэродинамику и усилили вооружение, заменив устаревшие пулемёты ДА и ПВ-1 новыми скорострельными ШКАС того же калибра. Так появился самолёт Р-5ССС — скоростной, скороподъёмный, скорострельный. По сравнению с Р-5 этот самолёт имел несколько лучшие лётные данные.
В 1935 г . разведчик Р-5 еще раз был модернизирован, причем существенно. На новой машине, получившей название P-Z (Р-Зет), уменьшили площадь крыльев, установили более мощный и более высотный мотор М-34РН, уменьшили размеры фюзеляжа, а кабину экипажа частично закрыли прозрачным фонарём. Самолёт P-Z имел гораздо лучшие лётные характеристики, чем Р-5ССС. Он строился серийно в течение трёх лет (с 1935 по 1937 г .).
Самолёты Р-5 и P-Z оставили заметный след в истории советского самолётостроения. Они находились на вооружении ВВС с 1930 по 1945 г .
Эти самолёты как боевые машины использовались только в начальный период Великой Отечественной войны, поскольку к тому времени уже устарели. Однако они нашли широкое применение в качестве транспортных самолётов и прослужили до конца войны. Самолёты семейства Р-5 строились на московском авиазаводе № 1. Всего за 1930—1937 гг. изготовили 4914 самолётов Р-5, 111 MP-5 (морской вариант на поплавках), 620 Р-5ССС и 1031 Р-Z. Тактико-технические характеристики P-5, P-5CCC, P-Z :
Самолёт |
P-5 |
P-5CCC |
P-Z |
Год выпуска |
1928 |
1934 |
1935 |
Мотор |
М-17б |
М-17Ф |
М-34РН |
Мощность мотора, л.с. |
680 |
715 |
820 |
Взлётная масса (нормальная), кг |
2730 |
2722 |
3150 |
Взлётная масса (максимальная, кг |
3350 |
3289 |
- |
Площадь крыла, м2 |
50,2 |
50,2 |
45,52 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
210 |
213 |
276 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч |
229(3000м) |
235(3000м) |
316(3400м) |
Практический потолок, м |
6400 |
6640 |
8700 |
Дальность полёта, км |
1000 |
1000 |
1000 |
Вооужение: пулемёты, кг |
3х7,62 мм |
2х7,62 мм |
2х7,62 мм |
Бомбовая нагрузка(нормальная), кг |
300 |
300 |
300 |
Бомбовая нагрузка(максимальная), кг |
500 |
500 |
500 |
|