BattleFront.ru - история Великой Отечественной войны
Военное кино, хроника и документальные фильмыМузыка Войны, песни и марши Раздел «Музыка Второй Мировой войны» Форум сайта BattleFront.ru Гостевая книга Фотогалерея Второй Мировой ВойныБитвы и операции Второй Мировой войныСтатьиОтправить сообщение по e-mailСсылки на сайтыГлавная страница battlefront.ru
 
Ainoaaay eieaa naeoa

Посетить раздел «Летопись о Наших Героях»Настроиться на радио BattleFront.ruПосмотреть фотогалерею

Вернуться к разделу Лёгкий танк Т-26

Лёгкий танк Т-26

28 мая 1930 г . советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским, начальником только что созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с английской фирмой "Виккерc" о производстве для СССР 15 двухбашенных танков "Виккерc" 6-тонный.

Первые поставленные машины (получившие у нас обозначение В-26) послужили прототипом для создания танков ТММ-1 и ТММ-2 с шестицилиндровым двигателем "Геркулес", однако в серийное производство они запущены не были. 13 февраля 1931 г . постановлением Реввоенсовета СССР танк "Виккерс" приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-26.

Его производство первоначально предполагалось развернуть на строящемся Челябинском тракторном заводе, затем на Сталинградском (тоже строящемся), но в итоге остановились на ленинградском заводе "Большевик", уже имевшем опыт танкостроения. Проектные работы по подготовке серийного производства, как, впрочем, и все дальнейшие работы по модернизации танка, проводились под руководством С.А.Гинзбурга. Для выполнения большой программы производства Т-26 заводом "Большевик" были выделены цеха, выпускавшие танки, и образован самостоятельный завод № 174 имени К.Е.Ворошилова.

Первоначально двухбашенный вариант мало чем отличался от британского прототипа. Как и его английский аналог, танк имел клёпаный корпус коробчатого сечения и две башни с пулемётным вооружением. Башни вращались независимо друг от друга в секторе 270°. В каждой из башен размещался один член экипажа, который вел огонь из 7,62-мм пулемёта ДТ. Кроме модификации с чисто пулемётным вооружением выпускался также танк, в правой башне которого была установлена 37-мм пушка "Гочкис" или Б-3 с плечевым упором. Эти танки предназначались для командиров взводов и рот и поэтому зачастую оснащались приёмо-передающими радиостанциями 71-ТК-1 с рамочной антенной в задней части корпуса.

Опыт использования двухбашенных танков Т-26 показал, что координировать ведущийся из башен огонь практически невозможно, поэтому начиная с 1933 г ., промышленность перешла на выпуск однобашенных танков с гораздо более сильным вооружением. В конце 30-х гг. двухбашенные танки Т-26 наряду с однобашенными состояли на вооружении отдельных легкотанковых бригад (по 256 танков в бригаде) танковых рот танковых батальонов стрелковых дивизий (17 танков в роте). Непосредственно перед войной эти соединения и подразделения были расформированы и танки были обращены на формирование танковых и мотострелковых дивизий, хотя изначально они не предназначались для использования в составе таких соединений, создававшихся для ведения маневренных боевых действий. Всего до августа 1933 г . было изготовлено 1626 двухбашенных танков Т-26.

В 1933 г . началось производство однобашенного варианта, которому было суждено стать самым массовым. Корпус машины в конструктивном отношении остался практически без изменений, но толщина брони несколько увеличилась. Цилиндрическая башня с развитой кормовой нишей устанавливалась ближе к левому борту. В задней части ниши находился люк с дверцей для демонтажа пушки. На крыше башни имелись два люка для посадки экипажа. Вооружение состояло из 45-мм танковой пушки образца 1932 г . и спаренного с нею пулемёта ДТ. В качестве приборов наблюдения применялись смотровые щели со стеклоблоками, в корпусе и башне.

Средством внешней связи служили сигнальные флажки, впрочем, на части танков устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной. Компоновка танка, двигатель, трансмиссия и ходовая часть практически не изменились.

С 1935 г . корпуса и башни танков стали изготавливать с использованием электросварки. Годом позже на опорных катках ввели съемные бандажи, изменили натяжной механизм и установили пулемёт ДТ в нише башни. При этом боекомплект пушки сократился до 102 выстрелов (на танках без радиостанции), а масса танка возросла до 9,65 т.

 

Лёгкий танк Т-26Э, обр. 1939 года

 

В 1937 г . на части машин стали монтировать зенитные пулемёты на турельных установках П-40, на пушке поставили фару-прожектор. Двигатель форсировали, и его максимальная мощность возросла до 95 л .с. Вновь несколько увеличилась масса танка. Крупную модернизацию осуществили в 1938 г . Корпус танка почти не подвергся изменениям, лишь был введён люк-лаз в днище. Вместо цилиндрической установили башню конической формы с 45-мм пушкой образца 1934 г . В пушках выпуска 1937 г . и 1938 г . появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела ударным способом и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 г . - ТОС), стабилизированным в вертикальной плоскости. В отличие от танков прежних выпусков на машине поставили два топливных бака ёмкостью 110 и 180 л , что позволило увеличить запас хода.

В 1939 г . прошла очередная модернизация танка, в результате ввели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, на части машин изъяли кормовой пулемёт, а вместо него смонтировали дополнительную боеукладку на 32 снаряда. Некоторым изменениям подвергся двигатель (поднята степень сжатия), после чего его мощность достигла 97 л .с. Наконец, в 1940 г . был проведен последний цикл изменений конструкции танка Т-26. Новая машина получила индекс Т-26 Э. На часть машин во время войны с Финляндией установили экраны. Цементированную броню подбашенной коробки толщиной 15 мм заменили на гомогенную, толщиной 20 мм . Кроме того, ввели унифицированный смотровой прибор, новый погон башни. Масса "двадцать шестого" с экранами уже превысила 12 т.

Машины на базе Т-26.
На базе линейных танков в довольно значительных количествах строились огнеметные (по тогдашней терминологии — химические) танки. Здесь в первую очередь следует упомянуть танк ОТ-26 , созданный на базе двухбашенного варианта. При этом левая башня была демонтирована, а в корпусе под ней разместили огнеметное оборудование — резервуар для огнесмеси на 360 л , три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок емкостью 0,7 л , брандспойт и систему зажигания. В правой башне устанавливался огнемет пневматического типа и пулемет ДТ (боекомплект 1512 патронов). Наведение огнемета и пулемета на цель осуществлялось с помощью плечевого упора. Кроме огнемета, танк оборудовался системой дымопуска.

Другой танк - ОТ-130. Он строился уже на базе однобашенного варианта Т-26. Башня была смещена вправо относительно продольной оси танка. Слева от неё находились два резервуара для огнесмеси общей емкостью 400 л . Дальность огнеметания на смеси мазута с керосином составляла 50 м . Количество односекундных выстрелов — 40. За один выстрел выбрасывалось 9 л огнесмеси, которая поджигалась от факела горящего бензина, а бензин — от электрозапальной свечи. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть огнеметных танков оставались без изменений. Радиостанциями они не оборудовались. Всего в "химическом" варианте было выпущено около 1,5 тысячи боевых машин. Из них формировались химические танковые батальоны и даже бригады.

Помимо огнемётных танков, на базе Т-26 выпускалось довольно много самоходных артиллерийских установок. В опытном порядке — СУ-1, АТ-1 и СУ-6, причём последняя оснащалась зенитной 76-мм пушкой образца 1931 г . А вот самоходок, так называемого "малого триплекса", на унифицированном шасси было построено несколько десятков, и они состояли на вооружении ряда танковых бригад. В это семейство входили СУ-5-1 с 76-мм пушкой образца 1902/30 г., СУ-5-2 со 122-мм гаубицей и СУ-5-3 со 152-мм мортирой. Кроме того, на базе Т-26, как малыми партиями, так и в качестве опытных образцов были созданы бронетранспортёр ТР-4, мостоукладчик СТ-26, минный тральщик, транспортёр для подвоза боеприпасов, бензоцистерна, ремонтный танк, артиллерийские тягачи и телетанки.

В общей сложности за 10 лет серийного производства с 1931 по 1941 г . в войска поступило 11 208 танков Т-26 всех типов. Они достаточно интенсивно использовались в боевых действиях начального периода Великой Отечественной войны, а на некоторых участках советско-германского фронта, например, Ленинградском, вплоть до 1944 г . Последнее боевое применение Т-26 относится к 1945 г . на Дальнем Востоке. Несколько танковых бригад, вооруженных этими боевыми машинами, участвовали в разгроме Квантунской армии.

Тактико-технические характеристики T-26:

Танк
Т-26
масса в снаряженном состоянии
10,28 т
экипаж
3 чел.
длина
4,62 м
ширина
2,44 м
высота
2,33 м
двигатель
тип "Армстронг-Сиддлей"
мощность двигателя
75 л .с.
максимальная скорость по шоссе
40 км/ч
запас хода
225 км
вооружение
пушка 20К обр. 1934 г ., калибр 45 мм
пулемёт Три пулемёта системы Дегтярёва (ДТ)
боекомплект (с рацией) 165 выстрелов (45мм) и 3212 патронов (7,62-мм)
боекомплект (без рации) 205 выстрелов (45мм) и 3654 патронов (7,62-мм)


Статью подготовил: Колосов Дмитрий     Дата добавления: 25 апреля 2006 г.     Просмотров: 5847

Вы можете дополнить данную статью, оставив свой комментарий или отправив письмо


Оценить статью: 1 2 3 4 5   


Комментарии к статье:

Комментарий добавил(а): иииииии
Дата: 2010-07-14 23:22:14
супер!!!!
Комментарий добавил(а): юрий
Дата: 2011-05-31 16:18:35
еще бы не супер! да какой супер - довели массу с 6 до 10 тонн, объявили устаревшим и начали клепать т-60

 

Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:

Напишите код цифрами:

Последние статьи на сайте:

22 июня 1941 года в Советском Союзе
Утро 22 июня 1941 года для граждан Советского Союза не предвещало ничего необычного и тем более трагичного. В этот летний выходной день многие люди строили планы, собирались провести его с семьями в парках и скверах, походом в кино или музей, а кто-то уже...

Жизнь Адольфа Гитлера после смерти
Могло ли быть так, что Адольф Гитлер не покончил с собой и своей женой в своём бункере 30 апреля, и действительно ли им удалось совершить побег?  Некоторые считали, что Гитлеру удалось скрыться на подводной лодке U-977, которая, якобы, направилась после в...

Тягач «Ворошиловец»
За годы войны тягачи Красной Армии выполняли всевозможные задачи по транспортировки военных грузов, артиллерийских орудий и боевой техники. В боевой обстановке советские тягачи продемонстрировали достаточную надёжность и манёвренность, которую по достоинс...

 

battlefront.ruСайт battlefront.ru не претендует на авторство приведенных в статьях фото, графических, текстовых и других материалов. Где это представляется возможным, указаны авторы и используемая литература. Если на каком-либо из материалов нет упоминания об авторе или владельце, то по Вашей просьбе данная несправедливость будет исправлена. При использовании материалов с сайта battlefront.ru, обмен ссылками или баннерами - обязателен!
 
Автор и дизайн сайта: Дмитрий Колосов, 2006-2008. г.Москва
При использовании материалов, обмен ссылками или баннерами - обязателен!
 
SpyLOG