BattleFront.ru - история Великой Отечественной войны
Военное кино, хроника и документальные фильмыМузыка Войны, песни и марши Раздел «Музыка Второй Мировой войны» Форум сайта BattleFront.ru Гостевая книга Фотогалерея Второй Мировой ВойныБитвы и операции Второй Мировой войныСтатьиОтправить сообщение по e-mailСсылки на сайтыГлавная страница battlefront.ru
 
Ainoaaay eieaa naeoa

Посетить раздел «Летопись о Наших Героях»Настроиться на радио BattleFront.ruПосмотреть фотогалерею

Вернуться к разделу Истребители И-15, И-15бис, И-153

Истребители И-15

И-15 — один из лучших в мировой практике самолётостроения образцов истребителя-биплана был разработан в 1933 г . Новый самолёт имел более совершенную аэродинамику и гораздо более мощный мотор воздушного охлаждения М-25 (лицензионное воспроизводство американского Райт "Циклон" Ф-3). Характерной особенностью И-15 была своеобразная форма верхнего крыла, имевшего схему "чайка", что способствовало уменьшению аэродинамического сопротивления и в воздушном бою обеспечивало лучший обзор вперёд-вверх.

Устойчивый, легкоуправляемый, с высокими лётными данными, исключительной манёвренностью и отличными взлётно-посадочными характеристиками, этот истребитель пользовался заслуженной любовью лётчиков.

И-15 стал одним из первых отечественных боевых самолётов, на котором советские лётчики-добровольцы вступили в борьбу с противником. Это произошло осенью 1936 г . в Испании, а уже через год в Китае наши лётчики на этом истребителе встретились в бою с японскими захватчиками. Воздушная война в небе Испании показала полное превосходство И-15 над основными и лучшими истребителями мятежников — немецким "Хейнкель" Не-51А-1 и итальянским "Фиат" CR.32. По основным показателям И-15 превосходил и японский истребитель-биплан Ki.10 (в СССР он назывался И-95).

Как это ни парадоксально, признание к самолёту И-15 пришло уже после того, как его сняли с производства (всего за 1934—1936 гг. построили 384 самолета). Чтобы повысить путевую устойчивость и тем самым улучшить условия прицеливания (имелись колебания по курсу 1...2°, усложнявшие ведение огня), а также улучшить обзор вперёд-вбок (что важно, в первую очередь, при посадке), военные специалисты рекомендовали Н.Н. Поликарпову вернуться к обычной схеме верхнего крыла. Хотя конструктор и не был согласен с этим предложением, но вынужден был уступить, и с 1938 г . начал серийно выпускаться истребитель И-15бис. Верхнее крыло этого истребителя было прямым (без излома). Конструкторы улучшили форму капота мотора и усилили конструкцию самолёта. И-15бис оснащался более мощным и высотным мотором М-25В, а также имел более сильное вооружение.

На истребителе И-15бис советские лётчики-добровольцы сражались в небе Испании, Китая и Монголии. Несмотря на то что по своей манёвренности и скороподъёмности И-15бис оставался среди лучших самолётов своего времени, его скорость стала уже недостаточной. Лётчикам, воевавшим на И-15бис, стало трудно бороться с более скоростными истребителями-монопланами, такими как немецкий "Мессершмитт" Bf-109 и японский И-97.

Словно предвидя такую ситуацию, Н.Н. Поликарпов еще в 1937 г . разработал проект истребителя-биплана И-153. Он представлял собой дальнейшее развитие И-15бис, но имел улучшенную аэродинамику, усиленную конструкцию и убирающееся шасси. Верхнее крыло самолёта вновь приобрело схему "чайка", такое же название получил и истребитель.

В 1938 г . на испытаниях И-153 показал хорошие лётные данные. При таком же, как у И-15бис, моторе скорость возросла на 41...45 км/ч. В 1939 г . началось серийное производство И-153. В том же году истребитель стали оснащать более мощным и высотным мотором М-62 и винтом изменяемого шага, что еще улучшило лётные данные этого самолёта.

Истребители И-15

И-153 неплохо показал себя в воздушных боях в Монголии, где имел превосходство над японскими истребителями. Но все же время манёвренных бипланов уже прошло. Хотя И-153 и был наиболее совершенным манёвренным истребителем своего времени, перспективы такие самолеты уже не имели. В советских ВВС И-153 стал последним серийным истребителем-бипланом.

И-15бис и И-153 так же, как и другой современный им истребитель И-16, широко применялись в начальный период Великой Отечественной войны. Конечно, эти самолёты уже не могли на равных бороться с новыми истребителями противника. Но, тем не менее, именно им суждено было принять на себя основную тяжесть борьбы в воздухе в первый, наиболее трудный период войны. В то же время И-15бис и И-153 старались в основном использовать в качестве штурмовиков для поражения наземных целей.

Советская авиапромышленность выпустила 2408 истребителей И-15бис (1938— 1939 гг.) и 3437 истребителей И-153 (1939—1941 гг.), подавляющее большинство из которых изготовил московский авиазавод № 1.

Тактико-технические характеристики И-15, И-15бис, И-153:

Самолёт
И-15
И-15бис
И-153
Год выпуска
1933
1937
1938
Мотор
М-25
М-25В
М-62
Мощность мотора, л.с.
640
775
1000
Взлётная масса, кг
1390
1700
1765
Площадь крыла, м2
23,55
22,5
22,14
Максимальная скорость у земли, км/ч
315
327
364
Максимальная скорость на высоте, км/ч
367(3000м)
379(3500м)
424(5000м)
Время набора высоты 5000м, мин
6,2
6,6
5,7
Время виража на высоте 1000м, с
9,0
10,5
13...13,5
Дальность полёта, км
550
520
560
Практический потолок, м
9800
9300
10700
Вооужение: пулемёты
2х7,62мм
2х7,62мм
2х7,62мм


Статью подготовил: Колосов Дмитрий     Дата добавления: 13 октября 2006 г.     Просмотров: 5720

Вы можете дополнить данную статью, оставив свой комментарий или отправив письмо


Оценить статью: 1 2 3 4 5   

Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария:

Напишите код цифрами:

Последние статьи на сайте:

22 июня 1941 года в Советском Союзе
Утро 22 июня 1941 года для граждан Советского Союза не предвещало ничего необычного и тем более трагичного. В этот летний выходной день многие люди строили планы, собирались провести его с семьями в парках и скверах, походом в кино или музей, а кто-то уже...

Жизнь Адольфа Гитлера после смерти
Могло ли быть так, что Адольф Гитлер не покончил с собой и своей женой в своём бункере 30 апреля, и действительно ли им удалось совершить побег?  Некоторые считали, что Гитлеру удалось скрыться на подводной лодке U-977, которая, якобы, направилась после в...

Тягач «Ворошиловец»
За годы войны тягачи Красной Армии выполняли всевозможные задачи по транспортировки военных грузов, артиллерийских орудий и боевой техники. В боевой обстановке советские тягачи продемонстрировали достаточную надёжность и манёвренность, которую по достоинс...

 

battlefront.ruСайт battlefront.ru не претендует на авторство приведенных в статьях фото, графических, текстовых и других материалов. Где это представляется возможным, указаны авторы и используемая литература. Если на каком-либо из материалов нет упоминания об авторе или владельце, то по Вашей просьбе данная несправедливость будет исправлена. При использовании материалов с сайта battlefront.ru, обмен ссылками или баннерами - обязателен!
 
Автор и дизайн сайта: Дмитрий Колосов, 2006-2008. г.Москва
При использовании материалов, обмен ссылками или баннерами - обязателен!
 
SpyLOG