Вернуться к разделу
•
Истребитель И-16
И-16, сконструированный под руководством и по инициативе Н.Н. Поликарпова в 1933 г., стал родоначальником нового вида боевых самолетов — скоростных истребителей. Его появление привело к пересмотру основных представлений о характере действий истребителей, тактике их применения и главных технических требованиях к самолетам этого класса. Словом, И-16 открыл новый этап развития истребительной авиации. Правда, все достоинства скоростных истребителей стали очевидны не сразу, поскольку для их эффективного применения требовались существенные изменения в тактике и организации воздушного боя, да и в психологии летчика. Поэтому некоторое время скоростные истребители-монопланы и маневренные бипланы строились параллельно, но уже к концу 1930-х гг. монопланы заняли господствующее положение в авиации.
Создание скоростных машин как особого в то время класса боевых самолетов было связано с применением монопланной схемы, которая, собственно, только и могла обеспечить существенное увеличение скорости самолетов. Переход к схеме скоростного моноплана потребовал решения целого комплекса научно-технических проблем и стал крупнейшим достижением советского самолетостроения первой половины 1930-х гг.
За 1933-1934 гг. в СССР было создано три типа скоростных истребителей: И-14 (А.Н. Туполев), И-16 (Н.Н. Поликарпов) и ИП-1 (Д.П. Григорович). Наиболее удачным среди них оказался И-16. В этом самолете нашли свое воплощение лучшие качества скоростного боевого самолета: высокие летные характеристики, и в первую очередь скорость, сравнительно хорошая для такого самолета маневренность, неприхотливость в наземной эксплуатации, высокая живучесть в бою.
И-16 представлял собой свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси. На нем был установлен мотор воздушного охлаждения М-25, Истребитель отличался необычайно малыми размерами, что обеспечивало минимальное аэродинамическое сопротивление. Одной из особенностей И-16 была очень задняя центровка. Это сделали с целью улучшения маневренности. В ре зультате самолет И-16 оказался очень строгим в пилотировании и не прощал летчику ошибок.
Серийное производство И-16 началось в 1934 г., и до 1937 г. СССР оставался единственной страной, имевшей на вооружении скоростные истребители.
С 1936 г. И-16 стали выпускать с более мощным мотором М-25А. Примерно с этого времени различные модификации И-16 стали обозначать как тип самолета. Так, вариант истребителя с мотором М-25А назывался И-16 тип 5.
Это была одна из самых массовых модификаций самолета.Боевое крещение И-16 получил в Испании, где на нем сражались советские летчики-добровольцы, а также испанские летчики, прошедшие соответствующее обучение. Затем была воздушная война в Китае и Монголии. И везде скоростной И-16 имел превосходство над самолетами противника. Только к концу 1930-х гг. появились более скоростные самолеты, такие как "Мессершмитт" Bf-109E.
В процессе серийного выпуска И-16 постоянно улучшался. Появлялись все новые его модификации, отличавшиеся более мощными и высотными моторами (М-25В, М-62, М-63) и усиленным вооружением (в том числе скорострельными авиационными пушками и реактивными снарядами, что было впервые применено на истребителях). Выпускались и двухместные учебно-тренировочные варианты этого самолета.
Подобно И-15бис и И-153 истребитель И-16 принял на себя основную тяжесть борьбы в воздухе на первом этапе Великой Отечественной войны. Несмотря на отставание в летных характеристиках от новых истребителей врага, советские летчики одержали на И-16 немало побед в воздухе. С немецкими бомбардировщиками "юнкерсами" (Ju-87 и Ju-88) и "хейнкелями" (He-111) наши истребители по-прежнему справлялись без особых хлопот. А вот новейшей модификации "мессершмитта" (Me-109E) они уступали уже практически по всем тактико-техническим характеристикам. Лишь на глубоких виражах советским летчикам удавалось оторваться от преследования, чтобы выиграть 2-3 секунды, зайти "в хвост" противнику и поразить его. Несмотря на "устарелость" И-16, нашим летчикам удавалось проводить на них успешные бои и одерживать победы. Так, в ночь на 7 августа 1941 г. Виктор Талалихин, защищая небо Москвы, таранным ударом сбил немецкий бомбардировщик "Хейнкель-111", обломки которого экспонируются в Центральном музее Вооруженных Сил.
Первые месяцы войны советские истребительные полки, оснащенные устаревшими самолетами, несли большие потери. Первый истребительный авиационный полк, получивший звание "гвардейский", воевал на истребителях И-16. По мере восстановления авиационной промышленности они стали пополняться истребителями новых конструкций - Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, Ла-5, Як-9, которые ни в чем не уступали и даже превосходили немецкие. И-16 все больше привлекался для выполнения задач по штурмовке наземных объектов противника. В этом качестве он воевал с врагом даже в 1943 г.
Всего в 1934—1941 гг. на авиазаводах № 39 (Москва), № 2 (Горький, ныне Нижний Новгород) и № 153 (Новосибирск), а также № 600 (советский завод в Китае) было построено 9450 самолетов И-16.
Тактико-технические характеристики И-16:
Самолёт |
И-16 тип 5 |
И-16 тип 10 |
И-16П тип 17 |
И-16 тип 24 |
Год выпуска |
1936 |
1938 |
1938 |
1940 |
Мотор |
М-25А |
М-25В |
М-25В |
М-62 |
Мощность мотора, л.с. |
715 |
775 |
775 |
1100 |
Взлётная масса, кг |
1590 |
1726 |
1810 |
1882 |
Площадь крыла, м^2 |
14,54 |
14,54 |
14,54 |
14,54 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
390 |
398 |
385 |
415 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч |
445(2700м) |
448(3160м) |
425(2700м) |
470(4800м) |
Время набора высоты 5000м, мин |
7,4 |
6,75 |
8,9 |
5,8 |
Время виража на высоте 1000м, с |
14...15 |
16...18 |
17...18 |
17...18 |
Дальность полёта, км |
540 |
525 |
- |
440 |
Практический потолок, м |
9100 |
8260 |
8240 |
9900 |
Вооужение: пулемёты |
2Х7,62 мм |
4х7,62 мм |
2х7,62мм |
4х7,62 мм
|
Вооужение: пушки, кг |
- |
- |
2х20 мм |
- |
|