Вернуться к разделу
•
Истребитель МиГ-3
Проектирование истребителя И-200 началось в 1939 г . под руководством Н.Н. Поликарпова. В то время считалось вероятным, что воздушные бои грядущей войны будут проходить на средних и больших высотах. Кроме того, если ещё несколько лет назад военные требовали от истребителя превосходства в манёвренности, то теперь считалось, что он должен вести активный воздушный бой, используя преимущество в скорости. Таким образом И-200 должен был стать и высотным, и скоростным истребителем.
После выделения из КБ Н.Н. Поликарпова большой конструкторской группы и организации на её основе нового конструкторского бюро во главе с А.И. Микояном и М.И. Гуревичем туда был передан проект истребителя И-200.
Все дальнейшие работы над машиной велись в этом КБ. И-200 представлял собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции. Вооружение состояло из трёх синхронных пулемётов: двух скорострельных ШКАС и одного крупнокалиберного БС. Разместить пушку в развале блока цилиндров мотора, как на ряде других истребителей с двигателями водяного охлаждения, не позволяла конструкция высотного мотора АМ-35А.
Испытания первого опытного И-200 начались в апреле 1940 г . Самолёт удовлетворял основным требованиям военных, и вскоре было принято решение о его запуске в серию на московском заводе № 1. Во время организации серийного производства и в его начале самолёт доводили и усовершенствовали. В начале 1941 г . первым ста истребителям И-200 присвоили марку МиГ-1, а последующие машины стали называться МиГ-3. К началу Великой Отечественной войны МиГ-3 был самым многочисленным истребителем нового поколения в советских ВВС. Во фронтовой истребительной авиации было 27 % "мигов". МиГ-3 являлся и самым скоростным серийным советским самолётом.
Это был великолепный высотный скоростной истребитель. Потолок его подъема доходил до 12 000 м . Двигатель "мига" развивал максимальную мощность на высоте 7000- 10 000 м , где самолёт разгонялся до 640 км/ч . По этому показателю он опережал большинство истребителей мира, включая все поршневые модели немецких истребителей.
Характер боевых действий в воздухе во время Великой Отечественной войны не вполне соответствовал концепции истребителя МиГ-3. На советско-германском фронте на протяжении всей войны воздушные бои велись в основном на высотах до 4 км . Вследствие этого, МиГ-3 терял все свои преимущества и уступал машинам других конструкций как в скорости, так и в маневренности. Большая высотность МиГ-3, которая вначале считалась несомненным его достоинством, стала недостатком, поскольку достигалась за счёт ухудшения летных качеств самолета на небольшой высоте. В 1940 г . это посчитали несущественным недостатком. В то время полагали, что воздушная война будет вестись на "потолке" боевых машин, где предстояло перехватывать армады бомбардировщиков. Кроме того, качество серийного изготовления "мигов" в начале войны было не на должном уровне, что дополнительно снижало их характеристики. МиГ-3 обладал неважными пилотажными качествами и требовал высокой (по меркам военного времени) квалификации лётчиков. Слабым оказалось и вооружение истребителя. Правда, несмотря на свои недостатки, в руках инициативных и тактически грамотных летчиков МиГ-3 показал себя весьма грозной боевой машиной. Примеров тому немало. Так, известный советский ас А.И. Покрышкин сбил на МиГ-3 десять вражеских самолётов, в том числе пять истребителей "Мессершмитт 109". Из этих самолетов был сформирован знаменитый 401-й истребительный авиаполк под командованием Героя Советского Союза, летчика-испытателя С.П. Сапруна. На "миге" летчик Николай Лисконоженко в одном бою дважды применил таран, а Иван Голубин дрался с тринадцатью "мессерами" и сумел двоих сбить. Но все же в условиях массовой эксплуатации и небольших высот применения МиГ-3 не обладал достаточной боеспособностью и по ряду показателей уступал новым немецким истребителям.
Попытка советских конструкторов модернизировать МиГ-3, оснастить его другим двигателем оказалась запоздалой. Трудности военного времени в обеспечении моторами АМ-38 бронированных штурмовиков Ил-2 заставили отказаться от выпуска мотора АМ-35А. Это окончательно решило судьбу МиГ-3. К тому времени были готовы истребители новых конструкций, более лёгкие и маневренные, - Як-9 и Ла-5. Поэтому в 1942 г . машину, несколько опередившую свое время, сняли с производства. После Великой Отечественной войны наступила эпоха реактивной авиации, и опыт, накопленный при разработке МиГ-3, позволил превратить самолёты этой серии в основной истребитель советских Военно-Воздушных Сил.
Его выпуск прекратили в начале 1942 г ., а всего с 1940 г . было изготовлено 3272 истребите МиГ-1 и МиГ-3.
Хотя МиГ-3 выпускался сравнительно недолго, он оставил яркий след в истории Великой Отечественной войны. На нём советские летчики сражались с врагом на всех фронтах. Особенно велика роль этого истребителя в битве под Москвой и в отражении налётов немецкой авиации на нашу столицу в 1941 г . После прекращения производства МиГ-3 этот истребитель ещё долго использовался в советских ВВС.
Тактико-технические характеристики истребителя МиГ-3:
истребитель |
МиГ-3 |
Год выпуска |
1940 |
Мотор |
АМ-35А |
Мощность мотора |
1350 л.с. |
Взлётная масса |
3300кг |
Площадь крыла |
17,44 м2 |
Максимальная скорость у земли |
472 км/ч |
Максимальная скорость на высоте(7800 м |
622 км/ч |
Время набора высоты 5000м |
7,1 мин. |
Время виража на высоте 1000м |
23 с |
Практический потолок |
3820 м |
|
400 км |
Вооужение |
пулемёты |
2х7,62 мм и 2х12,7 мм |
|