   
Вернуться к разделу
•
Штурмовик Ил-2

Бои в Испании в 1936-1939 гг. показали, что фронтовой авиации необходим самолёт непосредственной поддержки наземных войск: для уничтожения долговременных укреплений, танков, механизированных колонн противника и т.п. Штурмовик должен был иметь высокую скорость, разнообразное вооружение и надёжную защиту от интенсивного зенитного огня. Поскольку машина планировалась для широкого применения на фронте, следовало сделать её простой в пилотировании и обслуживании.
Созданный в 1939 г . конструкторским бюро под руководством С.В. Ильюшина, штурмовик Ил-2 отвечал всем этим требованиям. Бронированный Ил-2 с мощным стрелково-пушечным, ракетным и бомбовым вооружением отличался высокой манёвренностью, был простым в пилотировании. Это был совершенно новый тип воздушной машины, предназначенной для действий по наземным целям с малых высот. Он по праву считается лучшим самолётом поддержки наземных войск в годы Второй Мировой войны.
Однако в начальный период войны заднюю полусферу Ил-2 оставляли незащищенной (не было стрелка-радиста), и самолёты несли большие потери от атак "мессершмиттов". Только с третьего квартала 1942 г . советская авиационная промышленность освоила выпуск двухместных Ил-2. На фронте же самолёты укрепляли бронеспинками с Пе-2. С этого момента штурмовик стал практически неуязвим.
Штурмовик был оснащен экранированной броней, которую не пробивали снаряды немецких истребителей. Броня Ил-10 - прямого наследника Ил-2 - "держала" 20-миллиметровые снаряды. Ил-2 был вооружен двумя 23-миллиметровыми пуш-ками, скорострельностью 600 выстрелов в минуту и массой снаряда 200 г . В 1943 г . самолёт был оснащён двумя крыльевыми 37-миллиметровыми пушками и массой снаряда 735 г , что было наивысшим показателем для самолётов Второй Мировой войны. С таким вооружением Ил-2 мог уничтожать даже тяжёлые немецкие танки "Тигр" и "Пантера".
О живучести Ил-2 говорят такие факты. Зафиксирована биография одной из машин, которая сделала 150 боевых вылетов, получила более 600 пробоин, но каждый раз возвращалась на свой аэродром. 113 боевых вылетов совершил на Ил-2 летчик Е.Н. Семякин. Семь раз его боевая машина получала серьёзные повреждения, и в пяти случаях он сохранил машину: дотягивал до линии фронта и садился на своей территории.
Немецкие солдаты называли Ил-2 "чёрная смерть". Сами же они так и не смогли создать ничего похожего на наш "летающий танк". Юнкерс-87 и Хеншель-129 хотя и обладали хорошими лётными качествами, имели более слабое вооружение и лишь противопульную бронекоробку.
В годы Великой Отечественной войны 881 летчик, летавший на "илах", стал Героем Советского Союза, а 27 - дважды Героями. Среди них А.Н. Ефимов, М.П. Одинцов, Л.И. Беда, Е.М. Кунгурцев, В.И. Адрианов и др.
Всего было выпущено 36 163 штурмовика Ил-2 и 4966 Ил-10.
Тактико-технические характеристики Ил-2:
штурмовик |
Ил-2 |
Максимальная скорость |
412 км/ч |
Полётная масса |
5873 кг |
Экипаж |
2 человека |
Высотный потолок |
5440 м |
Дальность полёта |
765 км |
Вооружение |
2 пушки калибра 37 мм ; 2 пулемёта калибра 7,62 мм; 1 пулемёт калибра 12,7 мм ; 8 реактивных снарядов РС-82 |
Бомбовая нагрузка |
400- 600 кг |
|