   
Вернуться к разделу
•
Учебно-тренировочный и легкий боевой самолеты У-2 (По-2)
Самолёт У-2, созданный под руководством Н.Н. Поликарпова в 1928 г ., стал одним из самых известных советских самолётов. Он применялся более 35 лет. После смерти Н.Н. Поликарпова в 1944 г . самолёт в честь его создателя переименовали в По-2.
У-2 разрабатывался как самолёт для первоначального обучения и как нельзя лучше соответствовал своему назначению. Тысячи юношей и девушек получили на нём "путёвку в небо". Он обладал прекрасными пилотажными качествами. В штопор самолёт можно было ввести только преднамеренно, и он легко выходил из штопора. У-2 прощал даже очень грубые ошибки летчика. Благодаря отличным взлетно-посадочным характеристикам он мог взлетать и садиться на площадки очень малого размера, зачастую совершенно не подготовленные.
По своей схеме У-2 — биплан. Конструкция деревянная с полотняной обшивкой. Мотор воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л .с. — первый полностью отечественной конструкции. Как и самолет, мотор М -11 оказался на редкость удачным: более двух десятилетий он оставался основным и практически единственным советским серийным двигателем для легкомоторной авиации.
У-2 строился не только как учебный самолёт. Он имел множество вариантов самого разнообразного назначения. Среди них сельскохозяйственные (для опыления), связные, штабные, санитарные, для аэрофотосъемки, пассажирские, поплавковые и целый ряд экспериментальных. В связи с большими потерями нашей авиации По-2 стали привлекать и к боевой работе. Во время Великой Отечественной войны этот небольшой учебный самолёт переделали в легкий ночной бомбардировщик, который мог брать до 350 кг бомб. В задней кабине такого самолета, названного У-2ВС (войсковая серия), располагалась стрелковая точка с пулеметом. Боевая работа У-2ВС — славная страница в летописи Великой Отечественной войны. Этот самолёт был любимцем наших воинов, называвших его ласково «кукурузник» (из-за бреющего полета), а немцы проклинали назойливый "рус-картон", или "русфанер", причинявший им много беспокойства. На фронтах действовало несколько авиационных полков, вооруженных У-2ВС. Применялись они, как правило, в ночное время суток. У-2ВС наносили внезапные точечные удары по переднему краю и ближним тылам противника. На этом самолёте велась разведка, осуществлялась связь между войсковыми частями, с партизанами. При выполнении таких задач самолёт показал очень высокую эффективность и применялся до конца войны.
Перед бомбометанием мотор приглушали, и самолёт оставался не только почти не различимым в ночном небе, но и практически не слышимым для противника. Противодействовать такой тактике советских летчиков и летчиц (на У-2ВС воевали несколько женских авиаполков) врагу было очень сложно.
Командование Люфтваффе знало об особых "способностях" наших легких бомбардировщиков и ставило своим истребителям задачу по их уничтожению. За каждый сбитый По-2 немецким асам был обещан Железный крест. Так что фронтовик-работяга По-2 нередко оказывался "между Сциллой и Харибдой". Сверху на него коршунами кидались "мессершмитты", снизу - противник вел огонь из всех видов оружия. Наши лётчики это хорошо понимали и часто использовали бреющий полёт. Так удобнее было подкрадываться к вражеским позициям и уходить. Но после нанесения удара малая скорость чаще всего оборачивалась против лётчиков - По-2 горели как порох, наиболее частая причина смерти у летчиков была - "сгорел над целью". Чтобы взять в полёт больший бомбовый запас, летчики брали минимальный запас горючего, а сами пилоты следили за своим весом.
У-2 строился серийно на многих заводах до 1953 г ., а эксплуатировался еще дольше. Всего было выпущено примерно 33 000 самолетов этого типа, из них в период 1941—1945 гг. на четырех авиазаводах: № 387 (Ленинград, в 1941 г . эвакуирован в Казань), № 464 (ст. Долгопрудная), № 471 (Шумерля), № 494 (Козловка-на-Волге) построили 15 319 машин в различных вариантах, в том числе 11 418 на заводе № 387.
Тактико-технические характеристики У-2 (По-2):
Самолёт |
У-2 |
У-2ВС |
Год выпуска |
1928 |
1941 |
Мотор |
М-11 |
М-11Д |
Мощность мотора, л.с. |
100 |
115 |
Взлётная масса, кг |
890 |
1400 |
Площадь крыла, м2 |
33,15 |
33,15 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
150 |
155 |
Практический потолок, м |
3820 |
3000 |
Дальность полёта, км |
400 |
450 |
Вооужение: бомбы, кг |
- |
350 |
Вооужение: пулемёты |
- |
1х7,62 мм |
|