Вернуться к разделу
•
Пикирующий бомбардировщик Пе-2
Владимир Михайлович Петляков, погибший в 1942 г ., был создателем одних из лучших бомбардировщиков Великой Отечественной войны - Пе-8 и Пе-2.
Необходимость в советском пикирующем бомбардировщике возникла после анализа воздушных боев в небе Испании. Именно там нейтрализация советских истребителей модифицированными "мессершмиттами" (Ме-109Е) дала простор пикирующим бомбардировщикам "юнкерс" (Ju-87). Имеющиеся в то время в разработках самолёты ВИТ и ВИТ-2 конструкции Поликарпова в серию не пошли по нескольким причинам, из которых не последней была опала конструктора. Создание же пикирующего бомбардировщика требовало решения серьёзных технических задач, таких, как обеспечение прочности конструкции при значительных перегрузках, высокая грузоподъёмность, манёвренность, скорость в горизонтальном полёте и не слишком большой разгон при пикировании. Самолёт должен был иметь внешние бомбодержатели, чтобы при отрыве бомб во время пикирования не повредить его конструкцию. Поскольку перегрузки в нижней точке пикирования могли быть слишком велики, нужно было разработать автоматическое устройство, которое помогало бы летчикам перевести машину в горизонтальное положение.
В 1939-1940 гг. велись работы по совершенствованию двух самолетов: один на базе бомбардировщика СБ, а другой - "сотка" Петлякова, который изначально задумывался как тяжёлый двухмоторный истребитель. Последний и пошёл в серию, поскольку совместил в себе свойства и истребителя, и бомбардировщика. Его цельнометаллическая конструкция выдерживала более чем 10-кратную перегрузку. Самолёт развивал скорость до 540 км/ч ( 650 км/ч в пикировании), мог выполнять фигуры высшего пилотажа, пикировал под углом 60-65°.
С первых дней Великой Отечественной войны Пе-2 зарекомендовал себя как прекрасный пикирующий бомбардировщик. По скорости с ним не мог сравниться ни один немецкий фронтовой бомбардировщик.
Пилотировать машину было непросто, но лётчикам она нравилась. Прославленный летчик И.А. Маликов по три раза в день поднимал свой Пе-2 в трудные дни Московской битвы. После ранения Маликову ампутировали ногу, но и с протезом он сначала освоил небесный тихоход По-2, а затем снова летал на любимой "пешке" до самого конца войны.
Другой советский летчик, И.С. Полбин, разработал самую эффективную тактику группового непрерывного бомбометания с пикирования. Зайдя над объектом, Пе-2 образовывали замкнутый круг и затем, сохраняя дистанцию 500- 600 м , один за другим пикировали на цель под углом до 70°. Неоднократно Пе-2, завидев бомбардировщики врага, шли в атаку. Набрав скорость, они, как истребители, заходили к ним в хвост, открывали огонь и побеждали. "Это не машина, а чудо", - говорил Полбин, а его подчиненные шутили: "Мы выводим нашу "пешку" в ферзи. Она любому королю сможет дать мат..."
Истребительные возможности Пе-2 не остались незамеченными. Его модификация Пе-3 как дальний истребитель сопровождения воевал на Севере. На Пе-2 воевал и 125-й гвардейский женский бомбардировочный авиаполк, сформированный Героем Советского Союза М.М. Расковой.
Всего выпущено 11427 Пе-2.
Тактико-технические характеристики Пе-2:
бомбардировщик |
Пе-2 |
Год выпуска |
1941 |
Экипаж |
3 человека |
Двигатель |
2хВК-105РФ по 1250 л .с. |
Размах крыльев, м |
17,16 |
Площадь крыла, м2 |
40,5 |
Длина, м |
12,66 |
Максимальная скорость, км/ч |
540 |
Взлётный вес, кг |
8250 |
Потолок, м |
8800 |
Дальность полёта с полной нагрузкой, км |
1500 |
Вооружение |
3 пулемета калибра 12,7 мм , 2 пулемёта калибра 7,62 мм |
Бомбовая нагрузка, кг |
600 |
|