Вернуться к разделу
•
Дальний бомбардировщик Ер-2
Дальний бомбардировщик Ер-2 (обозначавшийся ещё как ДБ-240) разрабатывался на базе 12-местного скоростного пассажирского самолета "Сталь-7", созданного под руководством Р.Л. Бартини в 1936 г . Этот самолёт имел превосходные лётные данные, подтвержденные в нескольких перелётах в пределах СССР.
По сочетанию своих параметров "Сталь-7" был безусловно перспективным самолётом. К сожалению, в серийное производство он так и не пошёл. В 1938 г . Р.Л. Бартини, как и многие другие работники авиапромышленности, был арестован по совершенно нелепым обвинениям. Когда же возникла идея на базе этого самолёта создать дальний бомбардировщик, то все работы по переделке машины было поручено вести В.Г. Ермолаеву, одному из ведущих конструкторов в КБ Р.Л. Бартини.
ДБ-240 рассчитывали под перспективные моторы жидкостного охлаждения М-106. Но разработка М-106 затягивалась, и конструкторы вынуждены были срочно переделать проект под менее мощные и высотные, но зато уже выпускавшиеся серийно моторы М-105. Такая замена силовой установки существенно снизила боевые возможности ДБ-240, так как заметно уменьшились его скорость и высотность. Однако других серийных моторов, подходящих для этого самолёта, в то время не было.
ДБ-240 представлял собой свободно несущий цельнометаллический моноплан с крылом типа "обратная чайка". Фюзеляж был треугольного сечения со скругленными углами. Для увеличения дальности полёта с нормальной бомбовой нагрузкой в 1т в свободном пространстве бомбоотсека предусматривалась подвеска дополнительного бензобака. Экипаж состоял из 4 человек лётчика, штурмана и двух стрелков. Кабина лётчика была сдвинута влево от оси симметрии, что давало лучший обзор. Для снижения аэродинамического сопротивления в крейсерском полёте верхняя турель с крупнокалиберным пулеметом БТ и нижняя люковая установка скорострельного пулемёта ШКАС убирались в фюзеляж, что давало выигрыш в скорости 15 км/ч . Конструкция бомбардировщика существенно отличалась от конструкции самолёта "Сталь-7", его производство было основано на применении плазово-шаблонного метода. Испытания ДБ-240 завершились осенью 1940 г., и на Воронежском авиационном заводе приступили к организации его серийного производства.
Несмотря на недостаточную мощность моторов, Ер-2 имел ряд преимуществ перед основным дальним бомбардировщиком советских ВВС ДБ-ЗФ. На малых и средних высотах максимальная скорость его была больше на 30—50 км/ч. С одинаковой бомбовой нагрузкой в 1т дальность полёта Ер-2 почти на 20 % превышала дальность полёта ДБ-ЗФ, к тому же при крейсерской скорости 395 км/ч против 340 км/ч . По сравнению с ДБ-ЗФ бомбардировщик Ер-2 был проще по технике пилотирования. Но из-за сравнительно небольшой высотности моторов выполнение боевых заданий на Ер-2 было связано с большим риском, поскольку возрастала вероятность поражения огнём зенитной артиллерии и перехвата истребителями противника, увеличивалась и зависимость от метеоусловий на маршруте.
Ер-2 с моторами М-105 выпускался на воронежском авиационном заводе № 18 сравнительно недолго. Ввиду эвакуации авиазавода его производство было прекращено осенью 1941 г . К тому времени предприятие успело выпустить 71 самолёт этого типа.
Несмотря на малочисленность Ер-2 летчики дальней авиации провели на этих бомбардировщиках немало успешных боевых операций, среди которых налеты на Берлин и другие цели в глубоком тылу Германии. Из-за нехватки фронтовых бомбардировщиков Ер-2, так же как ДБ-3 и ТБ-7, часто привлекались для выполнения задач тактического характера.
В конце 1943 г . производство Ер-2 возобновилось на иркутском авиационном заводе № 39. К тому времени конструкторы существенно модифицировали самолёт: вместо моторов М-105 поставили новые дизельные двигатели А.Д. Чаромского АЧ-З0Б, обладавшие существенно большей мощностью, усилили оборонительное вооружение, кабину лётчика сделали двухместной, и экипаж теперь состоял из пяти человек. Увеличили объем топливных баков и площадь крыла. Последние серийные самолёты Ер-2 строились на авиазаводе в освобождённом Таганроге.
Несмотря на то что производство Ер-2 вторично развернулось сравнительно поздно, этот бомбардировщик активно участвовал в боевых действиях завершающего периода войны и внёс вклад в победу над врагом. Всего с 1941 по 1945 г . было выпущено 462 Ер-2. Тактико-технические характеристики Ер-2:
Самолёт |
1941 |
1943 |
Мотор |
2хМ-105 |
2хАЧ-30Б |
Взлётная мощность мотора, л.с. |
2х1100 |
2х1500 |
Мощность мотора, л.с. |
100 |
115 |
Взлётная масса, кг: |
нормальная |
12 520 |
14 850 |
максимальная |
14 150 |
18 580 |
Площадь крыла, м2 |
40,5 |
40,5 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч |
437 (4000м) |
420 (6000) |
Практический потолок, м |
7700 |
7200 |
Дальность полёта, км |
4000 |
5000 |
Бомбовая нагрузка, кг : |
нормальная |
1000 |
1000 |
максимальная |
4000 |
5000 |
Вооужение: пушки |
- |
1х20 |
Вооужение: пулемёты |
2х7,62 мм |
2х12,7 мм |
Вооужение: пулемёты |
1х12,7 мм |
- |
|