Вернуться к разделу
•
Трофеи в Красной Армии
Использование трофейных немецких танков частями Красной Армии началось с первых дней Великой Отечественной войны. Во многих публикациях часто упоминается эпизод использования частями 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта трофейных танков для ночной атаки немецких подразделений. Обычно при этом авторы ссылаются на воспоминания Н.Попеля («В тяжкую пору») и Г.Пенежко («Записки советского офицера»), в которых очень красочно описана ночная атака трофейных танков. Однако, судя по документам, все было немного не так.
В «Журнале боевых действий 34 танковой дивизии» сказано: «В течение 28-29 июня части дивизии организовали оборону с наличием танков, уничтожив 12 танков противника. Подбитые 12 танков противника, в большинстве средние, используются нами для ведения огня с места по артиллерии противника в Вербах и Птичье».
Вообще говоря, информация об использовании трофейных танков частями Красной Армии в течение 1941 года довольно скудна, ведь поле боя оставалось за противником. Тем не менее, небезынтересно привести некоторые факты использования трофейной техники.
Танки Pz.Kpfw.IV Ausf.F1 и Pz.Kpfw.38(t) из состава 22-ой танковой дивизии Вермахта на ремонтной базе РККА. Один из танков уже получил советские опозновательные знаки в виде звезды и тактического номера "66", получённого путём закрашивания одной цифры трёхзначного германского тактического обозначения. Крымский фронт, 79-й учебный отдельный танковый батальон, аперль 1942 года.
Один из трофейных танков 22-ой танковой дивизии Вермахта на ремонтной базе РККА
Во время контрудара 7-го мехкорпуса Западного фронта 7 июля 1941 года воентехник 2-ого ранга Рязанов (18-я танковая дивизия) в районе Котцы прорвался со своим танком Т-26 в тыл противника, где в течение суток вёл бой. Затем снова вышел к своим, выведя из окружения два Т-26 и один трофейный PzKpfw III с повреждённым орудием.
В бою 5 августа 1941 года на подступах к Ленинграду, сводный танковый полк ЛБТКУКС (Ленинградские бронетанковые курсы усовершенствования командного состава) захватил подорвавшиеся на минах 2 танка заводов «Шкода». После ремонта они непродолжительное время использовались в боях частями Красной Армии.
Трофейный немецкий танк PzKpfw III командира Н.И. Барышева. Машина окрашена в защитный цвет (4 БО) и имеет дополнительные знаки идентификационного опознования в виде "Серпа и молота" на лобовой броне в башне танка. Отдельный батальон трофейных танков. Ленинградский фронт, лето 1942 г.
Во время обороны Одессы частями Приморской армии также было захвачено несколько танков. Так, 13 августа 1941 года в «ходе боя было подбито 12 танков противника, из них три были выведены в тыл для ремонта». Через несколько дней, 15 августа, части 25 стрелковой дивизии захватили «три исправных танкетки (речь по-видимому, идёт о лёгких румынских танках R -1) и один бронеавтомобиль». Правда, документальных сведений об использовании этой техники при обороне Одессы нет.
Наряду с танками, в первые месяцы войны использовались и трофейные немецкие самоходки. Так, при обороне Киева в августе 1941 года войсками Красной Армии были захвачены два исправных StuG III . Один из них был отправлен для испытаний в Москву, а второй, после показа жителям города, укомплектован советским экипажем и направлен к линии фронта.
Захваченный StuG III. На лобовой броне надпись: "Смерть немецким оккупантам"
В сентябре 1941 года, во время Смоленского сражения, танковый экипаж младшего лейтенанта С.Климова, потеряв собственный танк, пересел в захваченный StuG III и за один день боя подбил два вражеских танка, бронетранспортёр и две грузовые машины, за что был награжден орденом Красной Звезды. 8 октября 1941 г . лейтенант С.Климов, командуя взводом из трёх StuG III ( в документе именуются «немецкие танки без башни»), «совершил дерзкую операцию в тылу врага», за что был представлен к награждению орденом Боевого Красного Знамени. 2 декабря 1941 г . лейтенант Климов погиб в районе села Горячёво во время дуэли с немецкой противотанковой батареей.
Достаточно широкое использование трофейной техники в Красной Армии началось с весны 1942 года, когда после окончания битвы под Москвой были захвачены сотни германских машин, танков и самоходных установок. Интересное свидетельство о сборе трофеев оставил американский журналист Ларри Лезер, который в середине декабря 1941 года посетил наступающие под Москвой войска 20-й армии генерала А.Власова:
«Еще несколько миль по зимнему лесу — и мы в маленьком селе с необычным названием Погорелое Городище. Удивительно, что несмотря на название, ему удалось в числе немногих уцелеть при немцах. Мы явились в самый разгар сбора трофеев. Красноармейцы обшаривали дворы, сараи и чердаки, найденные винтовки и автоматы сносили на деревенскую площадь и складывали штабелями. Немцы оставили село всего несколько часов назад. Какой-то красноармеец, сияя от счастья, гонял по снегу на трофейном мотоцикле. Когда я спросил, почему его мотоцикл так дико ревет, он радостно отозвался: «У немцев вся техника такая. Думают этим нас запугать».
В стороне трое красноармейцев разбирали мотор громадного немецкого транспортёра. Они работали с поразительной ловкостью, несмотря на мороз. Наблюдая за ними, я слышал, как они чертыхались, когда гаечный ключ срывался с замерзшего болта. Я ожидал увидеть добродушных и терпеливых крестьян, механически выполняющих порученное задание. Однако эти люди напомнили мне ремонтников в американских автомастерских — такие же порывистые и несдержанные на язык, они вовсю поносили свою неблагодарную работу. Было видно, что они страдают от холода ничуть не меньше, чем немцы, спешно отступающие всего в нескольких милях от нас.
Мне подумалось: такие вот люди и составляют костяк Красной Армии — крепкие, мускулистые парни, они любят своего командира, готовы ринуться в бой по первому его слову и уважают специалистов, знающих толк в технике. Немецкая техника вызывала у них безграничное любопытство. Они копались во внутренностях немецких танков и транспортёров, словно мальчишки-кладоискатели».
Часть трофейных машин, подлежавших ремонту, эвакуировалась на заводы Москвы. Например, только 5-й армией Западного фронта с декабря 1941 по 10 апреля 1942 года было отправлено в тыл для ремонта 411 единиц трофейной техники (танков средних — 13, танков лёгких — 12, бронеавтомобилей — 3, тягачей — 24, бронетранспортёров — 2, САУ — 2, грузовых автомобилей — 196, легковых автомобилей — 116, мотоциклов — 43. Кроме того, за этот же период части армии собрали на СПАМах (сборных пунктах аварийных машин) 741 единицу трофейной техники (танков средних — 33, танков лёгких — 26, бронеавтомобилей — 3, тягачей — 17, бронетранспортёров — 2, САУ — 6, автомобилей грузовых — 462, автомобилей легковых — 140, мотоциклов — 52), а ещё 38 танков ( PzKpfw I — 2, PzKpfw II — 8, PzKpfw III — 19, PzKpfw IV — 1, Pz.Kpfw.38(t) — 1, арттанков (так в советских документах первого года войны часто именовались штурмовые орудия StuG III ) — 7) было взято на учёт в местах прошедших боёв. В течение апреля-мая 1942 года большая часть этой техники была вывезена в тыл.
Для более организованного сбора трофеев, в конце 1941 года в Автобронетанковом управлении Красной Армии был создан отдел эвакуации и сбора трофеев, а 23 марта 1942 года издан приказ «Об ускорении работ по эвакуации с поля боя трофейной и отечественной автобронетанковой матчасти».
|