Вернуться к разделу
•
Тягач «Комсомолец»
К началу 30-х гг. XX века в Красной Армии началось зарождение противотанковой артиллерии. Основным видом орудий на тот момент были 37-мм пушка образца 1930 года и 45-мм образца 1932 года. Конная тяга к этому времени уже не подходила для выполнения поставленных задач, поэтому для эффективной борьбы с противником армии требовался новый вид техники - лёгкий малогабаритный гусеничный тягач, способный быстро перевозить расчёт орудия, сочетающий в себе высокую манёвренность наравне с танками. Кроме того, для быстрого пополнения такими тягачами противотанковых дивизионов и артиллерийских полков Красной Армии должно было быть под силу промышленности.
Такими возможностями в те годы обладали автотракторные заводы и машиностроительные предприятия, строившие танкетки и легкие разведывательные танки. Очевидно, что столь необходимый армии тягач целесообразно было создавать на базе лёгких танков, с использованием хорошо освоенных в производстве узлов шасси и ходовой части, вполне подходивших для этой цели по своим техническим параметрам. Силовым агрегатом мог стать бензиновый четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-А мощностью 40 л .с. (вместе с автомобильными сцеплением и коробкой передач), широко применявшийся практически на всех выпускавшихся тогда малых танках.
В 1935 году в Научном автотракторном институте (НАТИ) под руководством А. С. Щеглова был спроектирован по образцу быстроходного американского трактора «Мармон-Херингтон» первый тягач «Пионер».
Компоновку машины и его тягово-динамический расчет делал С. Н. Осипов, ведущим инженером по машине назначили Брусянцева. Силовой агрегат и трансмиссию с дифференциалом позаимствовали от находившегося в производстве плавающего танка Т-37А, от него же использовали пружино-балансирные тележки (по одной на борт) и гусеницы. Заднее направляющее колесо имело упругую подвеску и одновременно выполняло роль опорного катка (несущий ленивец). Машина была очень короткой и узкой. Масса тягача составляла всего 1500 кг , скорость — до 50 км/ч . Водитель сидел посередине, прямо над коробкой передач, и был прикрыт спереди защитным кожухом. За ним по бортам находились шесть сидений, по три в ряд, установленных спинками внутрь, на которых боком, тесно, размещались бойцы орудийного расчета.
Первую партию «пионеров» (по одним данным — 50 шт., по другим — 25 шт.) выпустили на московском заводе № 37 им. Орджоникидзе в 1936 году. А 7 ноября того же года тягачи уже приняли участие в параде на Красной площади. Серийное производство их продолжалось по 1937 год. В войсках они не прижились из-за неустойчивости при езде, особенно на поворотах, а также из-за низких тяговых свойств и малой вместимости. В ходе короткой эксплуатации выявилась необходимость в броневой защите водителя, двигателя, радиатора и бензобака от огня стрелкового оружия, так как тягач должен работать в непосредственной близости от противника — в зоне вероятного обстрела.
Такую бронированную модификацию вскоре разработали и построили в НАТИ (конструктор Маринин) в двух вариантах: «Пионер Б1» (расчет сидит лицом друг к другу) и «Пионер Б2» (расчет сидит спинами друг к другу). Вскоре стало очевидно, что машина, в основе своей и без того не очень удачная, получилась ещё хуже.
Тягач «Комсомолец»
К концу 1936 года, под руководством Н. А. Астрова был создан полноценный быстроходный бронированный гусенич-ный тягач «Комсомолец» Т-20 (заводской индекс 020 или А-20). Машина имела более просторный клепано-сварной корпус из бронелистов толщиной 7–10 мм, защищавших экипаж — водителя и командира-стрелка — от пуль винто-вочного калибра и мелких осколков. Кроме того, командир получил оборонительное вооружение — танковый пулемет ДТ в подвижной маске, пригодный в непосредственном контакте с противником. Кабина экипажа, бронированная со всех сторон, имела сверху два люка, а впереди и по бортам — откидные бронещитки, прикрывавшие смотровые щели, позже замененные пулестойкими блоками «триплекс». Двигатель, как и на «Пионере», рас-полагался сзади и был развернут маховиком вперед, закрытое сверху броневым капотом с откидными крышками. Над ним, за бронеперегородкой, размещалось грузовое отделение с двумя блоками продольных трехместных сидений. Будучи повернутыми наружу, они образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. При перевозке артиллеристы размещались спинами друг к другу, в габаритах тягача. В ненастную погоду при длительных маршах мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м.
Тягач «Комсомолец» 3-й серии Силовой автомобильный агрегат ГАЗ-М с четырехступенчатой коробкой передач (с блокировкой включения) дополнял демультипликатор от трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, что удваивало число ступеней в трансмиссии и позволяло иметь два диапазона: тяговый и транспортный. Отсюда и возможность минимальной («ползучей») скорости движения в 2–2,5 км/ч при тяговом усилии на крюке до 3000 кг . Остальные агрегаты трансмиссии: главную передачу, бортовые фрикционы с тормозами, бортовые передачи с ведущими звездочками, а также мелкозвенчатую гусеницу, опорные и поддерживающие обрезиненные катки использовали от танка Т-38. Тележки с блокированными попарно опорными катками, в отличие от танковых, имели более компактную рессорную подвеску, что позволило снизить высоту гусеничного обвода для удобного размещения расчета. Первоначально задний опорный каток выполнял роль и направляющего колеса, но из-за частых случаев опрокидывания тележки, которые не удалось предотвратить установкой ограничителя, пришлось ввести отдельное направляющее колесо. К сожалению, не оправдало себя и применение в опытном порядке бесшумной резинотросовой гусеницы с металлическими плицами — она часто соскакивала. Воздух для системы охлаждения первоначально забирался вентилятором через боковые воздухозаборники над гусеницами, что при движении в сухую погоду вызывало загрязнение двигателя и его быстрый износ. На последней серии тягачей воздухозаборники были перенесены в более чистую зону — между спинками сидений. Для повышения живучести машин у командира-стрелка имелось дублированное управление (кроме переключения передач), что в годы войны не раз выручало при ранении или гибели водителя.
Армейские испытания «Комсомольца», проведенные в августе — ноябре 1937 года, показали, что при условии устранения отдельных недоработок, тягач может быть принят на вооружение РККА. Средняя скорость движения тягача с прицепом по шоссе достигала 15–20 км/ч, по проселку и бездорожью — до 8–11 км/ч, что было признано как высокая. Машина преодолевала ров 1,4 м , брод 0,6 м , стенку 0,47 м , валила деревья толщиной 0,18 м . Движение было возможно при крене 40° (правда, при этом иногда спадали гусеницы с короткими перьями траков). Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°. Радиус поворота составлял всего 2,4 м (разворот на месте), что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. К сожалению, автомобильный двигатель, не рассчитанный для длительной напряженной работы на гусеничном тягаче, был перегружен и нередко преждевременно выходил из строя (износ шатунных подшипников, пробой прокладки головки, течи через сальники). Однако других подходящих — легких и компактных — моторов тогда в стране не было.
Компановка тягача «Комсомолец» 2-й серии
Были отмечены и недостатки, позже устраненные: непригодность буксирного приспособления (впоследствии установили резиновый амортизатор крюка), малая живучесть гусениц (траки стали отливать из марганцовистой стали), самовыключение передач (ввели блокировку в КП). Пробуксовку тягача на обледенелой дороге ликвидировали введением съемных шипов, прикрепляемых болтами к каждому пятому траку гусеницы (всего на борт — 16 шипов). Шипы стали придаваться каждой машине в индивидуальный комплект ЗИП.
Выпуск тягача «Комсомолец» начался в 1937 году на головном заводе № 37 и на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ. На последнем, в спецтехотделе, возглавляемом М. И. Казаковым, велись и самостоятельные работы по созданию лёгких артиллерийских тягачей на базе агрегатов автомобилей и лёгких танков. Из-за затруднений с выпуском бронелиста были сделаны попытки создания небронированных вариантов «Комсомольца». Такими машинами, созданными на заводе № 37, стали легкие тягачи ЛТ-1 и ЛТ-2 с автомобильными двигателями ГАЗ-М ( 50 л .с.) и ГАЗ-11 ( 76 л .с.), разработанные в 1939 году под руководством Г. С. Суреняна.
На ГАЗе в 1940–1941 годах были построены (ведущие конструкторы Н. И. Дьячков и С. Б. Михайлов, конструкторы агрегатов С. А. Соловьев, И. Г. Сторожко, испытатель А. Ф. Хмелевский) лёгкие тягачи ГАЗ-20 («Комсомолец-2») с двигателем ГАЗ-М и ГАЗ-22 (Т-22) на базе легкого танка Т-40 (катки с индивидуальной торсионной подвеской) с двигателем ГАЗ-11. Все они имели задние ведущие звездочки, кабину и платформу от грузового автомобиля ГАЗ-ММ, а по своим тяговым свойствам могли буксировать орудия дивизионной и зенитной артиллерии. Однако из-за выявленных существенных недостатков военные от этих тягачей отказались.
«Боевое крещение» тягач Т-20 «Комсомолец» приобрёл в боях с Японией у озера Хасан в 1938 году, у реки Халхин-Гол в 39 и в Советско-финской войне.
Выпуск «Комсомольца» прекратился в июле 1941 года по причинам, что армии требовались лёгкие танки. Всего было изготовлено 7780 машин трех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения.
Тягач «Комсомолец» получил широкое применение в Красной Армии и сыграл заметную роль в моторизации армии. По данным на 1 января 1941 года в войсках Красной Армии насчитывалось 4401 «Комсомольца» (20,5% парка специальных тягачей) при положенных по штату 2810. По штату, утвержденному в апреле 1941 года, в каждой стрелковой дивизии РККА полагалось иметь 21 машину; к началу войны число тягачей этого типа в войсках достигло 6700 единиц.
Летом 1941 года при нанесении контрударов по врагу тягачи «Комсомолец» иногда применялись и как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. Тогда же на Горьковском артиллерийском заводе № 92 по инициативе главного конструктора В. Г. Грабина на сотне машин были смонтированы 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2. Получившиеся САУ ЗИС-30, хотя и оказались неустойчивыми при стрельбе (малая опорная база, большая высота линии огня), быстро прошли в конце июля войсковые испытания. Позже их распределили по танковым бригадам и они принимали участие в битве за Москву.
На фронтах Великой Отечественной войны тягачи «Комсомолец», количество которых непрерывно сокращалось (на 1.9.1942 в армии осталось 1662 машины, на 1.1.1943 — 1048), продолжали нести свою нелегкую службу. При отсутствии других тягачей их применяли и для буксировки более тяжёлой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии. Использовали Т-20, оказавшиеся идеальными для лесных дорог, и партизаны. Однако, тягач «Комсомолец» использовался не только в Красной Армии, но и применялся в Вермахте под обозначением «leicht gepanzerter Artillerie Schlepper 630(r)».
Единственный сохранившийся в нашей стране «Комсомолец» можно увидеть в Москве на Поклонной горе на открытой площадке. В финском танковом музее их два, причем один — на ходу. И это неудивительно, ведь в финской армии трофейные тягачи Т-20 эксплуатировались вплоть до 1961 года.
Тактико-технические характеристики тягача «Комсомолец» (Т-20):
параметр |
Тягач «Комсомолец» (Т-20) |
Год выпуска (г.) |
1936 |
Всего произведено (шт.) |
7780 |
Масса в снаряжённом состоянии без груза (кг.) |
3460 |
Масса буксируемого прицепа (кг.) |
2000 |
Экипаж (чел.) |
2 |
Число мест в кузове (чел.) |
6 |
Высота (м) |
1,58 |
Ширина (м) |
1,86 |
Длина (м) |
3,45 |
Бронирование |
Лоб (мм) |
10 |
Борт (мм) |
7 |
Корма (мм) |
7 |
Ходовые характеристики |
Двигатель |
ГАЗ-М |
Мощность (л.с.) |
50 |
Тип |
карбюраторный |
Скорость по дороге без прицепа (км/ч) |
50 |
Скорость по дороге с прицепом (км/ч) |
47,5 |
Запас хода по дороге (км) |
250 |
Давление на грунт (кг/см2) |
0,58 |
Вооружение |
Пулемёт |
7,62-мм ДТ (1260 патронов) |
|