Вернуться к разделу
•
Средний танк Т-28
Первый советский средний танк, спроектированный на основе английского 16-тонного танка Vickers (Mk III A6). В 1930 году Советский Союз предпринимал попытку закупить этот новый трехбашенный английский танк А.6, однако фирма «Виккерс-Армстронг» отказалась продать машину по причине, что данная техника принята на вооружение британской армии. Тем не менее, советские специалисты во главе с Н.А.Гинзбургом сумели «выведать» у английских инженеров и техников всю необходимую информацию. На основании этих данных к лету 1931 года в Советском Союзе были разработаны два проекта 16-тонного танка: первый — факультетом моторизации и механизации Военно-технической академии имени Ф.Э.Дзержинского, второй — конструкторским бюро КБ-3 Всесоюзного орудийно-арсенального объединения. Предпочтение отдали конструкторскому бюро КБ-3 (авторы - Гинзбург, Заславский, Иванов и Гаккель).
Прототип нового танка был изготовлен к 1 мая 1932 года опытным цехом завода «Большевик». Осенью того же года выпуск среднего танка Т-28 поручили заводу «Красный путиловец» (с 1934 года — «Кировский завод»). Для обслуживания серийного производства при техническом отделе заводоуправления была создана специальная конструкторская группа, преобразованная в 1934 году в специальное конструкторское бюро СКБ-2, которое возглавил О.М.Иванов. К 1 мая 1933 года завод выпустил первые 12 машин: 10 из них приняли участие в первомайском параде в Москве, а два — в Ленинграде. 11 августа 1933 года средний танк Т-28 приняли на вооружение Мотомеханизированных войск РККА.
Изготовление среднего танка Т-28
Корпус среднего танка Т-28 сваривался из катаных броневых листов. Два вертикальных листа образовывали кабину механика-водителя, для посадки которого в последней имелась откидная крышка. Кормовую часть корпуса прикрывал броневой колпак воздухопритоков к вентилятору. 76-мм пушка размещалась в главной башне. Справа от пушки и в нише башни в шаровых установках располагались пулеметы ДТ (Танковый пулемёт системы Дегтярёва) и еще два — в малых башнях. Главная башня имела круговой сектор обстрела, каждая малая — 165 градусов. Характерной особенностью размещения боеприпасов было применение вращающейся боеукладки. Две «вертушки» по 12 снарядов в каждой находились под правым (командирским) и левым (наводчика) сиденьями главной башни. По обе стороны от механика-водителя на правом и левом бортах машины имелось по одному вращающемуся барабану, в каждом из них было уложено 40 магазинов к пулеметам. В броневых ящиках по обоим бортам корпуса устанавливались приборы дымопуска ТДП-3, для управления которыми в бортах корпуса предусматривались круглые отверстия. Также танк снабжался радиостанцией.
Серийное производство и модификации среднего танка Т-28
Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 год. В течение всего этого периода в его конструкцию вносились изменения и усовершенствования. Так, общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, причем люк наводчика оборудовали зенитной турелью П-40 для пулемета ДТ; вносились изменения в двигатель, трансмиссию, элементы ходовой части, электрооборудование, средства внутренней и внешней связи. С 1938 года в танке стали устанавливать 76-мм пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров.
В 1940 году выпустили партию из 12 танков Т-28 с коническими главными башнями. Также велись работы по усилению бронирования танка. В итоге лобовую броню довели до 50 и 60 мм, наложив дополнительные бронеплиты. Толщину бортов и кормы довели до 40 мм. Масса танка увеличилась до 31-32 тонн. Танк, с накладной бронёй и длинноствольной пушкой обозначался как Т-28Э или Т-28М. Такие танки с модификациями применялись Красной Армией при прорыве линии Маннергейма.
На базе Т-28 в 1937 году был построен танк Т-28ПХ, оборудованный для преодоления водных преград глубиной до 4,5 м. В мае — июле 1939 года проводились испытания серийного танка, оснащенного колейным катковым минным тралом нажимного действия. В 1940 году на Кировском заводе создали мостовой танк ИТ-28 с двухколейным мостом грузоподъемностью 50 т и длиной 13,3 м. Конструкцию мостового оборудования разработали специалисты НАТИ. Агрегаты и узлы Т-28 использовались и при создании в 1935 году самоходной установки СУ-14-1 с 203-мм гаубицей Б-4 в рамках так называемого «самоходного дуплекса».
В 30-е годы «двадцать восьмые» поступали на вооружение тяжелых танковых бригад РГК (
Резерв Верховного Главнокомандования). Такая бригада насчитывала 136 средних танков Т-28 и 47 танков БТ (быстроходный танк) Некоторые танковые батальоны в составе пехотных дивизий кроме танков БТ располагали ещё и танками Т-28. Накануне войны, при формировании механизированных корпусов, средние танки Т-28 были распределены по танковым дивизиям Красной Армии.
Боевое применение и оценка среднего танка Т-28:
Боевое крещение Т-28 состоялось в сентябре 1939 года в ходе «освободительного похода» на Западную Украину и в Белоруссию. В операции были задействованы 10-я и 21-я танковые бригады РККА, имевшие 98 и 134 танка Т-28.
В ходе боёв на советско-финской территории средние танки Т-28 были задействованы в 20-й танковой бригаде РККА. С марта 1940 года танками Т-28 были укомплектованы несколько танковых полков во вновь формируемых механизированных корпусах. На 1 июня 1941 года в войсках, на складах и рембазах находилась 481 машина этого типа. Из этого количества в механизированных корпусах приграничных округов имелось 259 танков Т-28.
С первого же дня Великой Отечественной войны танки Т-28 активно применялись в боевых действиях. Однако применение танков было зачастую мало эффективным: быстро меняющаяся обстановка, недостаток эвакуационных средств вынуждали экипажи танков оставлять на занимаемой противником территории машины даже с небольшими повреждениями. Немало танков Т-28 было брошено из-за отсутствия горючего. Также, спешно выдвигаемые командованием Красной Армии в контратаки танки Т-28 без поддержки пехоты и артиллерии приводили к дополнительным потерям. В итоге к осени 1941 года практически все средние танки Т-28 были потеряны в приграничных округах. Небольшое количество осенью-зимой участвовало в битве под Москвой.
К весне 1942 года танки данного типа находились только в частях Ленинградского и Карельского фронтов, где применялись, в основном, в качестве подвижных огневых точек. На Ленинградском фронте несколько машин сохранилось до 1943 года. Самое позднее упоминание о среднем танке Т-28 датируется 20 июля 1944 г. - при наступлении Красной Армии в Карелии.
Оценка среднего танка Т-28
В заключении можно отметить выдержку из таблицы определения танков Красной Армии, изданной в феврале 1943 года: «Устаревшая модель со множеством недостатков… медленный, малоподвижный, для своего времени недостаточно бронированный. В настоящее время используется лишь в качестве тягача».
|