Вернуться к разделу
•
200-я бомбардировочная авиационная эскадра Люфтваффе
Весной 1944 года в Люфтваффе заговорили о формировании соединения самоубийц. Поступали первые заявления от добровольцев, проводился отбор надежных парней в группу, которых прикомандировали к 200-й бомбардировочной авиационной эскадре — той секретной части, которая занималась специальными операциями.
Когда 6 июня 1944 года союзники высадились в Нормандии, генеральный штаб Люфтваффе сообщил о готовности к «тотальному вылету» группы из 39 человек. Министр пропаганды Третьего Рейха доктор Йозеф Геббельс не упустил возможности и в середине июля 1944 г . выступил перед летчиками-смертниками с докладом об их боевом вылете, который решающим образом скажется на ходе войны, и о значении их жертвы для «Тысячелетнего Рейха».
После обеда их принял Имперский лидер молодежного движения Артур Аксман. Но верховные руководители снова медлили. Командующего Люфтваффе Германа Геринга одолевали сомнения, правильно ли жертвовать людьми, поэтому он решил сначала получить разрешение Гитлера. Фюрер запретил использовать плохо подготовленных пилотов, которые на своих истребителях-бомбардировщиках Fw-190 должны были спикировать на армаду союзников в бухте Сены, но совсем не умели управлять такими самолётами. К тому же все добровольцы были планеристами и не прошли обучения на самолётах с мотором.
Теперь команду самоубийц разместили севернее Берлина, в Альтентрептов. и продолжили обучение — прежде всего идеологическое. Что им предстоит сделать во время своего последнего боевого вылета, они до сих пор не имели представления. Генерал Люфтваффе Коллер определял цели для боевого вылета, в том числе советские трансформаторные подстанции и дамбы, разрушение которых должно было чувствительно задеть советскую военную экономику. Полковник Люфтваффе Шторп, офицер штаба Германа Геринга, мечтал о формировании целых авиационных дивизий самоубийц — «дух камикадзе» овладел им целиком. Однако эти планы так и не осуществились по техническим причинам.
Командир 200-ой бомбардировочной авиационной эскадры полковник Люфтваффе Баумбах был невысокого мнения об этом безумии — сторонники и противники самоубийственных вылетов находились в непримиримом противостоянии. Наконец в феврале 1945 г. Баумбаху удалось добиться расформирования команды. Молодых солдат перевели в парашютисты.
Впрочем, этим сумасбродной «идее самопожертвования» ещё не положили конец.
31 января 1945 года Красная Армия вышла к Одеру и захватила плацдармы на западном берегу. Люфтваффе предстояло бросить все силы на атаку переправы противника, чтобы сорвать подготовку наступления на Берлин. 5 марта поступило предложение массированным налетом летчиков-смертников разрушить вражеские понтонные мосты. Пока же Люфтваффе безуспешно пыталось сделать это обычными средствами. Было выделено максимально возможное количество самолётов, пилотов и горючего. Немецкие самолёты постоянно атаковали и даже несколько раз попадали в цель, но нанести урон коммуникациям Красной Армии им не удалось. Советские сапёрные части быстро восстанавливали поврежденные объекты.
Когда добиться ощутимых успехов не удалось, решили обратиться к последнему, отчаянному средству — наскоро организованному боевому вылету смертников Люфтваффе.
Эрих Кройль. летчик-истребитель Люфтваффе: "Генерал, отдавший приказ о боевом вылете смертников, был твердо убежден, что, уничтожив мосты через Одер, мы сможем остановить наступление на Берлин".
Было отозвано несколько старых участников команды, вызвались и новые добровольцы. Когда 16 апреля 1945 года началось советское наступление на Берлин, пилоты Люфтваффе получили боевой приказ. 17 апреля первые пилоты вывели свои машины в пике на переправы через Одер.
Из воспоминаний Эриха Кройля, летчика-истребителя Люфтваффе: «Лишь набрав высоту, я задумался. Какой идиотизм — пожертвовать собой за какой-то мост. Ведь понтонный мост сразу отремонтируют. Во время полёта меня одолевали сомнения. Когда над целью я перешел в пике, подумал: «Нет, ты не принесешь себя в жертву; ты не рухнешь на мост». В последний момент я сбросил бомбу и вывел машину вверх».
Днём позже пилот Эрнст Байхель своим FW-190 врезался в понтонный мост под городом Целлин. 19 апреля состоялись последние боевые вылеты камикадзе Люфтваффе.
P.S.
Эти операции, как показало время, не имели особого смысла с точки зрения военной тактики. В Японии адмирал Какийиво, создатель соединений камикадзе 15 августа 1945 года попросил прощения у семей погибших лётчиков и совершил самоубийство. В Германии же, организаторы вылетов лётчиков-смертников, просто предпочли сдаться в плен.
Дополнительные материалы к статье:
Команда особого назначения «Эльба»
http://battlefront.ru/view_articles.php?id=278
Новый способ ведения войны в Европе
http://battlefront.ru/view_articles.php?id=275
Пилоты Люфтваффе в отчаянной борьбе с воздушными силами союзников
http://battlefront.ru/view_articles.php?id=273
|